Местонахождение:
656056, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 40. Учебный корпус №1, каб. 338
График работы: пн-чт: 8:30-17:15, обед 12:00-12:30; пт: 8:30-16:00, обед 12:00-12:30
Электронная почта: ikp@asmu.ru
Директор
![]() |
Строганов Александр Евгеньевич Доктор медицинских наук, профессор. Профессор. Телефон: +7 (3852) 757-867 (внутренний: 1961) Местонахождение: 656056, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 40. Учебный корпус №1, каб. 338 |
Институт клинической психологии ФГБОУ ВО АГМУ Министерства здравоохранения образован в 2020 году. Основная задача Института клинической психологии - подготовка специалистов в области клинической психологии.
Алтайский государственный медицинский университет готовит специалистов по специальности 37.05.01 клиническая психология. Образовательная программа аккредитована в 2021 году, свидетельство о государственной аккредитации № 3585 от «07» июня 2021 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. По окончанию обучения студентам выдается диплом государственного образца, который свидетельствует об успешном прохождении учебного курса.
Специфика Университета и Института клинической психологии позволяет реализовывать подготовку клинических психологов с акцентом на приобретение комплексных профессиональных знаний и навыков, формирование профессиональной перспективы и обеспечения индивидуальной траектории применения научных и практических интересов студента. В процессе обучения задействованы ведущие специалисты в области направлений образовательных программ - психологи, клинические психологи, врачи-психиатры, психотерапевты, психиатры-наркологи, врачи общей практики, что позволяет студенту сформировать необходимые профессиональные компетенции и умения уже в процессе обучения в вузе.
Клиническая психология – одно из ведущих направлений современной психологической науки. Клиническая психология – это не только фундаментальная, современная, интенсивно развивающаяся научная область психологии, но и сфера широко востребованной профессиональной деятельности, направленной на активацию психических ресурсов, адаптационных возможностей человека, гармонизацию личностного, психического развития и здоровья, преодоление психологических и поведенческих нарушений, психологическую коррекцию, реабилитацию, психологическое вмешательство и психотерапию.
Основные разделы клинической психологии образуют признанные мировым психологическим сообществом направления: патопсихология, нейропсихология, психология телесности (психосоматика), психология аномального онтогенеза, психологическое вмешательство и психотерапия, психология здоровья. В становлении ведущих и наиболее научно и практически разработанных направлений клинической психологии – нейро- и патопсихологии – решающую роль сыграла московская психологическая школа, в первую очередь ее яркие представители – А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник.
Клиническая психология изучает закономерности изменений, восстановления психической деятельности и личности при различных патологических состояниях и аномалиях развития, роль психических факторов в возникновении и преодолении психологических, психических и поведенческих нарушений. Наряду с этим клинические психологи решают широкий спектр практических задач в разных сферах - здравоохранении, образовании, социально-психологической помощи населению. В фокусе внимания клинической психологии – человек с психологическим страданием, личностными проблемами, затруднениями адаптации и самореализации. Психологическая диагностика, экспертиза, реабилитация и коррекция являются необходимыми составляющими современных комплексных мер профилактики и преодоления не только расстройств, но и различных состояний дезадаптации.
В ведущих мировых психологических ассоциациях большую часть специалистов в области психологии составляют именно клинические психологи, образование которых тесно связано с фундаментальной естественнонаучной базой, медициной и здравоохранением. Общественная значимость клинической психологии как отдельного направления психологической науки подтверждается тем, что данная образовательная программа выстраивается на уровне специалитета.
Осваивая фундаментальные общепсихологические и клинико-психологические дисциплины, студенты знакомятся с прикладными предметами по профильным аспектам специализации. Особое внимание уделяется обучению методологической базы и диагностическим методикам, приемам психологического вмешательства и воздействия. Обучение обеспечено возможностью развития научно-исследовательских компетенций студентов, позволяет принимать активное участие в научных мероприятиях различного уровня.
Институт наряду с гарантированным получением высокого уровня знаний предоставляет уникальную возможность планомерного формирования профессиональных навыков. Фундаментальный характер обучения по специальности сочетается с солидной практической подготовкой студентов, обеспечиваемой широтой научно-практических связей АГМУ с ведущими медицинскими учреждениями края. Важнейшим этапом подготовки выступают учебные практики и специальные практикумы, которые проводятся непосредственно на базе медицинских учреждений. Студенты специальности «клиническая психология» обучаются навыкам применения диагностических и психокоррекционных методик в реальной ситуации взаимодействия с пациентами клиник, приобретают навыки индивидуальной и групповой работы как с имеющими различные расстройства, так и со здоровыми людьми.
Практические занятия для студентов проводятся и в рамках уникальной образовательной экосистемы вуза - Симуляционном центре АГМУ. Занятия проходят с применением симуляционного пространства клиники, соответствующего оборудования и материалов в имитированной среде, максимально приближенной к условиям реальной клиники. Профессиональные задачи отрабатываются в режиме погружения в моделируемые рядовые и сложные практические ситуации, что позволяет приобретать как широко-профессиональные, так и узкоспециальные навыки работы, своевременно распознавать, квалифицировать определенные состояния, прогнозировать их динамику и грамотно выстраивать рисунок профессионального поведения.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой клинические психологи могут выполнять различные функции: диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические.
Клинические психологи могут работать по следующим направлениям: индивидуальная и групповая психотерапия, применение на практике диагностических процедур для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре психической деятельности и личности больных разного возраста; разработка и осуществление личностно- и социально-ориентированных программ реабилитации, психологической коррекции и психотерапии; участвовать в проведение судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз в государственных лечебных, судебно-экспертных учреждениях; взаимодействие со специалистами в области охраны психического здоровья, работниками экспертных организаций, образовательных учреждений, органами социальной защиты в связи с решением задач психологической помощи больным и их семьям; проведение культурно-просветительной работы, направленной на формирование здорового образа жизни и сохранения психического и психосоматического здоровья населения. Клинические психологи активно привлекаются для работы в службах социальной защиты населения, учреждениях социальной помощи, планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний, структурах МВД, МЧС.
Структура Института включает кафедру психиатрии, медицинской психологии и наркологии с курсом ДПО (зав. кафедрой, ректор АГМУ, д.м.н. профессор Шереметьева И.И.), кафедру клинической психологии (и.о. зав. кафедрой к.пс.н. Труевцев Д.В.), кафедру медицинской реабилитологии с курсом ДПО (зав. кафедрой к.м.н. Бабушин И.Е), кафедру философии (зав. кафедрой к.ф.н. Дегтярев С.И.), лабораторию проблем клинической психологии (к.пс.н. Юсупов П.Р.).
Директором Института клинической психологии является д.м.н., профессор кафедры психиатрии, медицинской психологии и наркологии с курсом ДПО Строганов А.Е.