НАУЧНАЯ ШКОЛА КАФЕДРЫ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ АГМУ
Формирование научной школы на кафедре нормальной физиологии началось в 1956 году, когда на должность заведующего кафедрой была назначена докторант Казанского медицинского института Зуфера Валеевна Уразаева.
Научные исследования кафедры в тот период были посвящены изучению медиаторных систем организма, которые очень быстро заинтересовали специалистов самых различных областей медицины. Ряд сотрудников института выполнили на базе кафедры фрагменты докторских и кандидатских диссертационных работ (Ю.М. Дедерер, О.З. Голубков, З.П. Хорева). На кафедре был организован студенческий научный кружок, впоследствии первые его воспитанники В.Д. Новиков (г. Новосибирск) и Н.В. Балашов (г. Санкт-Петербург) стали докторами медицинских наук, профессорами.
В 1965 году при кафедре нормальной физиологии под руководством проф. З.В. Уразаевой была открыта аспирантура. Первым аспирантом на кафедре был В.Е. Соловьев, умный, талантливый, целеустремленный человек, который успешно закончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, стал старшим преподавателем в Чувашском Университете, затем зам. директора по науке Института курортологии города Сочи. Вслед за В.Е. Соловьевым пошла вереница аспирантов — В.И. Киселев, В.Д. Киселев, В.П. Васильев, К.Н. Емешин, П.В. Дубилей, А.В. Булыгина, О.М. Малкина. Многие из перечисленных защитили под руководством З.В. Уразаевой докторские диссертации, стали профессорами, известными учеными, возглавили научные коллективы.
В 1975 году заведующим кафедрой нормальной физиологии АГМИ был избран доцент, к.м.н. В.И. Киселев — ученик проф. З.В. Уразаевой и достойный продолжатель традиций основанной ею научной школы кафедры. Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор В.И. Киселев, заведуя на протяжении 40 лет кафедрой нормальной физиологии, сумел создать по-настоящему творческий коллектив единомышленников.

На первых этапах этого периода под руководством проф. В.И. Киселева в 1976-1988 гг. коллективом кафедры разрабатывалось научное направление, посвященное изучению роли биологически активных пептидов в гуморальной регуляции функций. Под его руководством была организована одна из ведущих в СССР научно-исследовательских лабораторий по изучению роли калликреин-кининовой системы в регуляции функций организма. Изучена физиологическая роль калликреин-кининовой системы в регуляции функций, в частности в функционировании сердечно-сосудистой системы. Описаны основные параметры кининергической регуляции. Установлены основные свойства и функциональные особенности кининергических структур.
В рамках комплексных исследований с середины 80-х годов на базе кафедры заработала первая в крае радиоиммунная лаборатория по определению гормонов и биологически активных веществ, обеспечивавшая потребности как вузовской науки, так и краевого практического здравоохранения.
Начиная с 1985 года на кафедре активно разрабатывается новое направление — изучение процессов двигательной активности и адаптации. Как результат — на базе кафедры проведены две выездные сессии Проблемной комиссии «Физиология висцеральных систем» (1985 и 1987 гг.).

Коллектив кафедры нормальной физиологии, 1982 г.
С 1990 года на кафедре активно разрабатываются вопросы экологической физиологии, а с конца 90-х годов на кафедре широко разворачиваются исследования по изучению физиологии гемостаза, имеющие важное теоретическое и практическое значение.
Как результат реального воплощения теоретических исследований в практику здравоохранения явилось создание в 1989 г. сотрудниками кафедры (совместно с кафедрой пропедевтики внутренних болезней) научно-производственной фирмы «Технология-Стандарт», организовавшей выпуск целого ряда тест-систем для оценки различных показателей системы гемостаза в клинике и эксперименте. На протяжении этого периода на кафедре продолжала успешно работать аспирантура, выполнялись докторские и кандидатские диссертации. По инициативе кафедры в этот период были проведены Международный российско-японский симпозиум «Адаптивные функции» (1995 г.) и Всероссийский симпозиум с международным участием «Стресс и адаптация» (2003 г.).
С начала 21 века и по настоящее время приоритетным направлением в научных исследованиях кафедры нормальной физиологии явилось изучение реакций системы гемостаза при различных стрессорных воздействиях, а также возможность коррекции состояния тромботической готовности, развивающегося при действии различных дистрессоров. В рамках изучения данного направления сотрудниками кафедры было защищено 6 кандидатских (Н.А. Бондаренко, В.М. Вдовин, Ю.А. Бондарчук, О.В. Алексеева, Н.А. Лычёва, В.Ю. Николаев) и 1 докторская диссертация (Шахматов И.И. «Реакции системы гемостаза на стрессорные воздействия и возможности их коррекции»). В эти годы при вузе был открыт и активно функционировал на протяжении более 10 лет Диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по нормальной физиологии (председатель - проф. В.И. Киселёв, уч. секретарь – доц. И.И. Шахматов).
Историческим явилось открытие в сентябре 2003 г. на базе кафедры нормальной физиологии Алтайского филиала ГУ НИИ физиологии СО РАМН под руководством В.И. Киселёва (с 2013 г. – Лаборатория физиологии и патологии гемостаза и гемодинамики ФГБНУ НИИ Физиологии и фундаментальной медицины РАН, г. Новосибирск). Высоким признанием заслуг Алтайской школы физиологов явилось решение Президиума СО РАМН о проведении на базе АГМУ в июне 2008 года VI Сибирского физиологического съезда.

Коллектив кафедры нормальной физиологии, 2003 г.
В 2015 г. кафедру возглавил д.м.н. Шахматов И.И. , ученик В.И. Киселева.

Под его руководством коллектив кафедры продолжил развивать научное направление, сформировавшееся в начале 21 века. За последние три года сотрудниками кафедры защищено 2 кандидатские диссертации, в настоящее время готовятся к защите 2 кандидатских и 1 докторская диссертации. Научные исследования сотрудников кафедры получили финансовую поддержку в виде 5 грантов различных уровней. В 2016 году проект доцента кафедры нормальной физиологии АГМУ, кандидата биологических наук Н.А. Лычевой «Исследование состояния системы гемостаза, микроциркуляторного русла и физических свойств сосудов при действии различных видов и режимов гипотермии на организм» победил в конкурсе Российского фонда фундаментальных исследований. За год работы было освоено 1 700 000 рублей, по итогам проделанной за год работы Фонд продлил финансирование на 2017 год
Кроме того, с 2016 года под руководством заведующего лабораторией физиологии и патологии гемостаза и гемодинамики, члена-корреспондента РАН, д.м.н., профессора Киселева В.И. в рамках выполнения фундаментальных исследований ФГБНУ "НИИ Физиологии и фундаментальной медицины РАН" сотрудниками кафедры нормальной физиологии успешно выполняются комплексные научные исследования по теме «Оценка изменения системы гемостаза при психо-эмоциональном стрессе и возможность их коррекции физическими нагрузками разной интенсивности и продолжительности".

История развития учебного процесса на
кафедре нормальной физиологии АГМУ
Формирование кафедры нормальной физиологии в Алтайском государственном
медицинском институте началось в 1955 году, через год после открытия вуза. На
должность заведующего кафедрой был назначен кандидат мед. наук, доцент Вадим
Михайлович Медведев, доцентом кафедры - канд. мед. наук М.В. Троицкая. Однако,
по ряду обстоятельств, В.М. Медведев на
смог приступить к исполнению обязанностей заведующего, в связи с чем временно
исполняющей обязанности заведующего кафедрой была назначена М.В. Троицкая. История сохранила имена и
первых ассистентов кафедры. Это Н.И. Яловая, Н.Г. Богданов и Е.М. Цаллагова.
Известно, что М. В. Троицкая проработала на кафедре до 1960 года, после
чего была переведена на работу в Якутский университет. Ассистент Н.И. Яловая,
работавшая на кафедре ассистентом, а затем доцентом (1964-1966), позже перешла
работать в Ижевский ГМИ, а через два года - в Институт питания АМН СССР
(Москва). Е.М. Цаллагова работала на кафедре до 1962 года. Н.Г. Богданов к
началу 1956-57 учебного года был переведен ассистентом на кафедру биохимии. Вместо
него в 1956-57 учебном году ассистентом кафедры был принят Б.А. Пахмурный.
В 1956 году, через год после образования
кафедры, на должность заведующего кафедрой была назначена докторант Казанского
медицинского института Зуфера Валеевна
Уразаева, воспитанница
Казанской физиологической школы,
знаменитой научными исследованиями Н.А. Миславского, А.Ф. Самойлова, А.В.
Кибякова, впоследствии – д.м.н., профессор. Огромная энергия, широкий научный
кругозор позволили З.В. Уразаевой сплотить небольшой тогда коллектив,
превратить в короткий срок кафедру нормальной физиологии в одну из образцовых в
нашем институте, сформировать ее педагогическое и научное лицо.
Первые годы много сил было отдано организации учебного процесса на кафедре.
В то время (с 1955 по 1972 гг.) кафедра размещалась на третьем этаже главного
корпуса АГМИ в семи небольших комнатах. В трёх из них велись занятия, ещё две
были отданы под экспериментальные операционные. На кафедре появились новые
сотрудники - ассистенты А.П. Салей (с 1963 по 1966 гг., впоследствии - доцент
Воронежского университета), В.С. Степанов (с 1962 по 1969 гг., впоследствии - профессор
Чувашского Университета), Л.М. Бронштейн (с 1966 по 1968 гг., впоследствии - ст.
н. с. Горьковского университета), Ю.М. Жабин (1967–1976). В этот период на кафедре
доцентами работали: И.П. Пшеничный (1966-1967), затем работавший в
Ставропольском ГМИ), Ю.И. Иванов (1968-1969), переехавший впоследствии на
работу в Черновицкий медицинский институт). С 1968 года при кафедре была
открыта аспирантура, где в последующем прошла подготовку большая часть
сотрудников кафедры тех лет. Первым аспирантом на кафедре был В.Е. Соловьев,
умный, талантливый, целеустремленный человек, который успешно закончил
аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, стал старшим преподавателем в
Чувашском Университете, а затем - зам. директора по науке Института
курортологии г. Сочи. Вслед за В.Е. Соловьевым пошла вереница аспирантов — В.И.
Киселев (второй аспирант на кафедре), В.П. Васильев, К.Н. Емешин, П.В. Дубилей,
А.В. Булыгина, О.М. Малкина. В.Д. Киселёв пришёл на кафедру с кафедры
хирургического профиля ассистентом. Многие из перечисленных сотрудников того
периода защитили под руководством З.В. Уразаевой и докторские диссертации, став
профессорами, известными учеными, возглавили научные коллективы. Так, доценты
В.П. Васильев и В.Д. Киселёв, в связи с открытием в 1976 году биологического
факультета при Алтайском государственном университете, были приглашены на
заведование соответственно кафедр биохимии и физиологии человека и животных.
Для обеспечения учебного процесса и научных исследований самоотверженно
трудились на кафедре старейшие работники – лаборанты: П.Н. Антоненко, В.Д.
Белова, ушедшие с кафедры на пенсию. Пришедшая в 1973 г. на кафедру хоз.
лаборантом Л.В. Бржезинская продолжила и укрепила эти традиции. В 1970 году кафедра
переезжает из Главного корпуса в учебный корпус № 3 на ул.
Некрасова, 65а. Появляется возможность оборудовать уже 4 учебные аудитории, 5
научных лабораторий, совмещённых с кабинетами преподавателей, а также
собственный виварий для животных, используемых в учебных и научных целях.
Просторный холл на учебной половине кафедры на многие годы стал местом
проведения учебно-методических и научных форумов самого разного уровня, вплоть
до Всероссийских совещаний и конференций.
Основное ядро кафедры в этот период уже составляли выпускники АГМИ. Это —
доценты В.И. Киселев и В.Д. Киселев; ассистенты, кандидаты наук — В.П.
Васильев, П.В. Дубилей, К.Н. Емешин, а также воспитанница Казанского
университета, кандидат наук П.Х. Шарапова.
В 1975 году, в связи с отъездом З.В. Уразаевой в Казань, заведующим кафедрой был избран кандидат мед. наук, доцент В.И. Киселев,
в последующем — доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН,
Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, - ученик и продолжатель
дел З.В. Уразаевой, человек, внесший огромный вклад в развитие учебного
процесса как на кафедре нормальной физиологии, так и в целом в АГМИ-АГМУ.
Возглавив коллектив кафедры нормальной физиологии, В.И. Киселёв поставил
перед собой и коллегами амбициозную задачу – стать лучшими среди кафедр
теоретического профиля в АГМИ и вывести кафедру в лидеры среди кафедр
нормальной физиологии медицинских вузов страны. Забегая вперёд, с чувством
законной гордости, можно констатировать, что с обеими задачами коллектив
кафедры, руководимый В.И. Киселёвым, успешно справился!
Для решения этих задач молодой, амбициозный заведующий привлёк
перспективную молодёжь. На кафедру приходят Е.А. Макухин, В. Богданов, А.М.
Ушанев, В.А. Сигарев, С.Г. Зулинский, А.Л. Панченко, А.Н. Уланов, В.П. Куликов,
С.В. Ключерев, В.А. Сусков, А.А. Рыжков, В.А. Трешутин, Н.М. Лебедев. В 1982 г.
сразу 4 выпускника АГМУ пополняют ряды кафедры: В.Н. Курасов, А.А. Харченко,
Г.Ю. Шатилло и И.И. Шахматов. Ещё чуть позже на кафедру приходят П.Н.
Перевозчиков, Э.А. Соколов, А.А. Тезов, Е.В. Лопуга.
Развитая интуиция заведующего, основанная на глубоком знании предмета, помноженная
на незаурядные организаторские способности, направляли коллектив кафедры на
решение поставленных перед ним задач.
Одним из приоритетных направлений, выбранных в развитии учебного процесса
на кафедре, стало внедрение
электронно-вычислительной техники и телевидения в преподавание
классического физиологического практикума.
Всё началось в 70-х годах с оснащения одной из учебных аудиторий кафедры
(одной из трёх в вузе) передовым по тем временам оборудованием, позволявшим
проводить тестовый контроль знаний по разделам физиологии, используя
отечественный электронный прибор «КИСИ-5». Однако ограниченность возможностей
этой установки очень быстро сделала её использование не эффективной.
Следующим этапом в развитии компьютерного обеспечения учебного процесса
стало появление на кафедре первого в
АГМИ, да и, пожалуй в стране (имея в виду кафедры нормальной физиологии
медвузов) класса ТСО, оснащенного отечественными
компьютерами «Икра-1256». Правда, для этого пришлось «пожертвовать» легендарным
кафедральным холлом, зато у кафедры появился свой компьютерный класс.
Сформированная группа энтузиастов из числа сотрудников кафедры, вуза и
студентов-кружковцев в короткие сроки создала более 40 обучающих и
контролирующих компьютерных программ практически по всем разделам нормальной
физиологии. В результате студенты получили возможность использовать в обучении
ЭВМ практически на каждом занятии. В
1987 году кафедрой был издан первый
в РФ двухтомник учебных программ для ЭВМ по курсу нормальной физиологии
(Киселев В.И., Уланов А.Н., Панченко
А.Л., Харченко А.А., Перевозчиков П.Н., Шатилло Г.Ю., Шахматов И.И., Курасов
В.Н., Куликов В.П., Трешутин В.А., Шарапова П.Х., Колубаева Л.А., Ерин Е.Н.,
Приходько Д.В., Волков Ю.А. Учебные программы по физиологии для микро-ЭВМ
"Искра-1256" // Методич. указания по работе студентов на ЭВМ.
Барнаул, 1987 (в 2 частях). - 314 с. (ч. 1 – 153 с., ч. 2 – 154 с.).
Приобретённый опыт, несомненно, требовал
обобщения в рамках преподавания предмета в медвузах всей страны.
Поэтому в этом же году АГМУ принимал в своих стенах выездное заседание Республиканской методической
комиссии по нормальной физиологии МЗ РФ, которая обобщила опыт
использования компьютерной техники в проведении практических занятий и
рекомендовала его кафедрам физиологии всех вузов Российской Федерации.
Став проректором по учебной работе АГМИ (1978-83 гг.), В.И. Киселёв, прежде
чем внедрить в институте Единую
методическую систему (ЕМСИ), «обкатывал» её на кафедральном методическом
материале, впервые использовав такие, впоследствии широко известные критерии
освоения навыков, как «знать», «уметь»,
«владеть». Впоследствии эти критерии были распространены на всю
методическую работу кафедр АГМИ, а
Положение о Единой методической системе института, внедренное в АГМУ,
получило дальнейшее развитие в рамках создания Министерством высшего образования СССР квалификационных характеристик
врача-провизора, педиатра и провизора.
Одновременно, основываясь на достижениях кафедры нормальной физиологии, в
АГМУ была разработана автоматизированная
система управления (АСУ) учебного
процесса и введение его
компьютеризации.
Итогом этой работы стало признание
АГМИ головным среди медицинских вузов страны по компьютеризации учебного
процесса.
В мае 1990 г. кафедра переезжает на нынешнее место
дислокации (левое крыло 4 этажа учебно-лабораторного корпуса № 4 на ул. Папанинцев,
126). Теперь на кафедре уже 6 учебных аудиторий, два компьютерных класса,
собственные конференц-зал и библиотека, два вивария, экспериментальная
лаборатория по моделированию стрессорных воздействий на животных, лаборатория
функциональной диагностики, лаборатория по исследованию системы гемостаза.
В это время в коллектив
кафедры вливается очередная плеяда талантливой молодёжи: Красов Ю.М., Баталова
О.Ю., Гершкович П.А., Гинкель В.Г., Ижбяков Н.Ф., Конев И.В., Целовальников
А.С., Чирков Е.А.
С начала 90-х годов на
кафедре по существу перешли к преподаванию “медицинской
физиологии”. Был существенно пересмотрен физиологический практикум. На
смену многочисленным экспериментам на животных пришло понимание необходимости
более углубленного изучения функциональных методов исследования функций
человеческого организма. Был пересмотрен перечень практических работ,
выполняемых на занятиях, в результате чего были выделены две группы так называемых «облигатных» навыков: «вербальные»,
или «когнитивные» и «мануальные» навыки. Их знание, умение и овладение
контролировалось теперь не только в ходе практического занятия, но и на
итоговом занятии по разделу, а также, в качестве двух обязательных элементов в
ходе сдачи экзамена по предмету. Таким образом, с начала 90-х годов кафедра
нормальной физиологии также стала полигоном
для обкатки многоэтапной модели
проведения экзаменов, рекомендованной позже для внедрения во всех медвузах
страны.
В это же время для
методического обеспечения учебного процесса были кардинально пересмотрены
принципы самостоятельной подготовки студентов к занятиям. В связи с этим
коллективом кафедры были подготовлены методические рекомендации в 2-х томах (Киселев В.И., Шахматов И.И., Курасов В.Н., Красов
Ю.М., Баталова О.Ю., Шарапова П.Х., Гершкович П.А., Шатилло Г.Ю., Гинкель В.Г.,
Конев И.В., Целовальников А.С., Ижбяков Н.Ф., Чирков Е.А.
Методические рекомендации для студентов лечебного, педиатрического и
стоматологического факультетов по организации самостоятельной работы по
нормальной физиологии (в 2 частях). - Барнаул, 1991. - часть I - 156 с., часть
II - 189 с.),
которые заняли первое место в смотре-конкурсе
на лучшую учебно-методическую работу АГМУ 1991 года и были рекомендованы в качестве образца для
написания подобных пособий в вузе.
Ещё одним новаторским направлением в области
преподавания нормальной физиологии стала попытка вычленения в рамках предмета нового направления дисциплины –
«валеологии», науки о здоровом образе жизни. С этой целью в конце 80-х –
начале 90-х годов на кафедре впервые в
РФ было разработано учебно-методическое обеспечение курса валеологии,
который был внедрен в преподавание в течение 5 семестра у студентов лечебного
факультета в АГМУ.
Все эти новшества и
смелые идеи, успешно реализованные на практике в рамках преподавания как на кафедре
нормальной физиологии, так и в вузе в целом, просто были обязаны быть
обобщёнными и осмысленными в масштабах страны, вставшей на пороге
реформирования всей системы высшего образования.
Как закономерный
результат – череда симпозиумов и совещаний Всероссийского и даже международного
уровня.
Первым в этом списке
стоит международный российско-японский
симпозиум «Адаптивные функции организма», организованный Научным советом РАМН
по проблемам адаптации человека на базе АГМУ. Его проведение в Барнауле было обусловлено тем, что с 1989 года
на кафедре активно разрабатывалось новое научное направление, связанное с
изучением процессов двигательной активности и адаптации. При этом, в рамках
работы симпозиума прошло секционное
заседание ведущих отечественных физиологов по вопросам преподавания физиологии
в медвузах страны. Участниками совещания был отмечен значительный вклад
кафедры нормальной физиологии АГМИ в развитии вопросов преподавания дисциплины.
Основным итогом этого заседания
явилось принятие решения о проведении в АГМУ на базе кафедры нормальной физиологии двух выездных сессий проблемной
комиссии Научного совета РАН «Физиология висцеральных систем», которые были
проведены соответственно, в 1992 г. (под председательством акад. Г.И. Косицкого
в рамках Республиканской
научно-практической конференции "Проблемы повышения качества подготовки
студентов ВУЗов и перспективы перестройки учебного процесса") и в 1993 г. (под
председательством акад. РАМН Б.И. Ткаченко).
Обобщив опыт работы
кафедры нормальной физиологии и наметив основные направления по улучшению
преподавания дисциплины в медвузах страны, проблемная комиссия приняла, в
частности решение о необходимости коллективного написания нового учебника по Нормальной физиологии. В состав
авторского коллектива были приглашены В.И. Киселёв и доцент кафедры И.И.
Шахматов.
Результатом плодотворной
работы коллектива стал выход в свет в 1994 г. учебника для высших учебных заведений под ред. акад.
РАМН Б.И. Ткаченко "Основы физиологии человека" (в 2-х томах, С.-Петербург).
Конец 90-х – начало
2000-х ознаменованы очередной сменой поколений на кафедре. В эти годы на
кафедре вели преподавание выпускники АГМУ, многие из которых защитили
диссертации, стали высококвалифицированными педагогами, врачами, организаторами
здравоохранения, успешными предпринимателями. Это А.Г. Ремнев, Т.Г. Моисеева, И.А.
Клейменова, И.В. Клименко, С.Д. Воронов, Е.В. Зайцев, Н.Ю. Голованова, Н.А.
Бондаренко, В.М. Вдовин, М.Н. Носова, О.М. Улитина, О.В. Алексеева, Ю.А.
Бондарчук, Н.А. Лычёва, А.Е. Мальцева, В.Ю. Николаев.
Логическим развитием открытия
в сентябре 2003 г. на базе кафедры
нормальной физиологии Алтайского филиала
ГУ НИИ физиологии СО РАМН стало создание на базе кафедры нормальной
физиологии Научно-учебного комплекса, позволяющего
коллективу эффективно сочетать решение учебно-методических и научных задач
совместно с ведущим профильным научно-исследовательским институтом страны.
Как признание заслуг в
развитии отечественной физиологии коллектива кафедры и Алтайской школы
физиологов в целом, явилось решение физиологов Сибирского федерального округа о
проведении на базе АГМУ 6-го Сибирского
физиологического съезда в июне 2008 г.
В 2015 г. кафедру возглавил д.м.н.,
проф. Шахматов И.И., ученик В.И.
Киселева.
Этот период ознаменован
приходом на кафедру талантливых и разносторонних выпускников вуза А.А. Блажко
(в 2014 г.), С.В. Москаленко и С.В. Мирко (оба – в 2017 г.). В 2018 году к коллективу кафедры присоединилась Криницина И.Н.
Как и прежде, коллектив
кафедры традиционно большое внимание уделяет учебно-методической работе,
внедрению в учебный процесс новаторских, прогрессивных форм обучения. При этом
появляются и новые задачи, в частности, связанные с вопросами билингвального
обучения на факультете иностранных студентов.
Заметно повысилась
издательская активность сотрудников в рамках участия в написании федеральных учебников, что также является фактом
признания заслуг кафедры в преподавании нормальной физиологии. В интервале с
2010 по 2017 гг. под редакцией проф. В.М. Смирнова вышло 4 федеральных учебника по нормальной физиологии, в авторский
коллектив которых вошёл В.И. Киселёв. В написании последнего учебника, вышедшего в свет в 2017
г. для студентов лечебного и педиатрического факультетов, помимо В.И. Киселёва
в авторский коллектив вошёл и И.И. Шахматов.
Большое внимание сотрудниками кафедры
ежегодно уделяется актуализация рабочих
программ по каждой из специальностей. Согласно новым требованиям
федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования, своевременно были подвергнуты коррекции
тематические планы лекций и практических занятий по дисциплине «нормальная
физиология».
С учетом изменения количества учебных
часов, отводимых на изучение предмета, пересмотрена балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, предполагающая
выведение текущего, рубежного, семестрового и итогового рейтинга. Текущий
рейтинг формируется из баллов, набранных на каждом практическом занятии.
Рубежный рейтинг оценивается на итоговых занятиях по разделам дисциплины. В
сумме они формируют семестровый рейтинг. Итоговый рейтинг оценивается с учётом
среднего значения двух семестровых рейтингов и экзаменационной оценки в
соотношении 50:50 % соответственно. Таким образом, повышается мотивация
обучающихся на получение систематических знаний в течение всего учебного года.
За последнее
время коллективом кафедры переработаны задания промежуточного контроля и
итоговой аттестации по предмету, внедрены новые и модернизированы имеющиеся
практические работы. Введены новые
интерактивные формы проведения занятий: лекция-визуализация, компьютерная
симуляция, использование виртуальных тренажёров выполнения практических работ.
Для успешного решения ситуационных задач и с целью вовлечения всей студенческой
аудитории в работу преподаватели используют такие виды работы, как: дискуссия,
мозговой штурм, «круглый стол», метод малых групп. Особое внимание преподавателей сконцентрировано на освоении студентами
экзаменационных мануальных и когнитивных
практических навыков, необходимых для последующей врачебной деятельности,
что позволило существенно повысить эффективность и профессиональную направленность
обучения уже на младших курсах. Этой же цели способствует включение результатов
научных исследований сотрудников кафедры по вопросам гемостаза в содержание
рабочих программ по направлениям подготовки в раздел «Физиология системы крови».
Изучение
нормальной физиологии направлено на формирование
у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.
Содержание компетенций раскрыто в рабочих программах по каждой учебной
дисциплине, согласно требованиям федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) по специальностям: «лечебное дело»; «педиатрия»;
«медико-профилактическое дело»; «стоматология»; «фармация»; «сестринское
дело». В качестве оценочных средств
используются: домашнее задание на платформе «MOODLE», входной тестовый
контроль, собеседование по ситуационным задачам.
Постоянно
совершенствуются виды самостоятельной
работы студентов. Наряду с традиционными (чтение основной и дополнительной
учебной литературы, конспектов лекций), используются различные формы дистанционного обучения.
Преподавателями кафедры нормальной физиологии размещено большое количество
учебного материала к каждому тематическому занятию на платформе «MOODLE». Самостоятельная работа студентов на сайте
дистанционного обучения позволяет изучить учебный материал с помощью наглядных материалов: слайдов,
флеш-презентаций, видеофильмов, что, несомненно, положительно отражается на
качестве подготовки к занятиям. Работа со слайдами
и флеш-презентациями (разработанными на кафедре!) создает оптимальные
условия для детального изучения и понимания механизмов физиологических
процессов. Уход от классического эксперимента на животных в ходе практических
занятий снизил наглядность изучения теоретического материала, но, как
показал опыт работы, этот пробел можно частично восполнить с
помощью демонстрации видеофильмов. На кафедре имеется база видеофильмов ко
всем практическим занятиям; доля таких занятий составляет 83 % от общего
количества. Коллектив кафедры в 2015-16 годах создал и выложил на платформу
«MOODLE» авторские обучающие видеофильмы,
на которых детально разбирается методика выполнения всех облигатных мануальных
навыков, подлежащих изучению на кафедре.
Как показали результаты экзаменов, качество усвоения данных навыков существенно
возросло.
Для
качественной подготовки к практическому занятию по физиологии студентам необходимо самостоятельно
проработать материал по текущей теме занятия с использованием лекционного
материала и основной литературы. При желании можно использовать и дополнительную
литературу для более глубокого изучения материала. Перечень основной и дополнительной литературы размещен на сайте кафедры,
базовая литература в электронном виде выложена на сайте дистанционного обучения
на платформе MOODLE. После изучения теоретического материала по теме занятия
студентам рекомендуется перейти к освоению материалов по текущей теме,
представленных на платформе MOODLE.
Они разделены на два блока: обучающий
и контролирующий.
Студентам
рекомендуется начать изучение темы с обучающего
блока поэтапно в предложенной последовательности:
Этап 1. Изучить презентацию слайдов по
теме занятия.
Этап 2. Внимательно просмотреть динамические слайды ( Flash -презентация),
если таковые имеются по текущей теме.
Этап 3. Ознакомиться с видеоматериалами,
предложенными по данной теме.
После такой серьезной самостоятельной
проработки информации студенты могут перейти к контролирующему блоку – тестам. Это является последним этапом
самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Этап 4. Контроль уровня усвоения
материала с помощью тестовых заданий. Предоставляется 3 попытки, чтобы ответить
на 20 тестовых заданий в течение 20 минут. Максимальная сумма баллов за
выполнение тестов составляет 20. В зачет идет наибольшая сумма баллов.
Количество баллов, набранное в ходе
самостоятельной работы, учитывается в текущем рейтинге (ТР) и, соответственно,
отразится на величине семестровых рейтингов (СР1 и СР2).
Уклонение
от самостоятельной работы на платформе MOODLE
наказывается вычитанием штрафных 20 баллов из результата, полученного в ходе
тестирования на практическом занятии, а также учитывается преподавателем при
начислении штрафных баллов в ходе определения степени участия студента (СУ) по
итогам семестра
Качество самостоятельной работы каждый обучающийся может оценить сам, решив тесты и выполнив домашнее
задание на платформе «MOODLE». В случае, если результат не устраивает студента,
предусмотрены повторные попытки. При этом, невыполнение самостоятельной работы
на платформе «MOODLE» влечёт за собой начисление штрафных баллов при расчёте
текущего рейтинга. Такой подход стимулирует обучающегося на улучшение своего
результата, так как в зачет идет наибольшая сумма баллов. Такие формы
самоконтроля, по нашему мнению, способствуют воспитанию более ответственного
отношения студентов к процессу обучения и мотивируют на улучшение
самоподготовки.
Однако,
широко используя электронные ресурсы, мы не отказываемся и от традиционных приёмов, используемых при
самостоятельной подготовке студентов. Занятия на кафедре проводятся в
достаточно интенсивном темпе, что требует соответствующей предварительной
подготовки студентов. Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов кафедрой нормальной физиологии
разработаны и внедрены оригинальные "Методические
рекомендации для студентов всех факультетов по организации самостоятельной
работы по нормальной физиологии", в основу которых легли материалы многолетней методической работы коллектива. Данные
методические рекомендации используются студентами всех факультетов, обучающихся
на кафедре. На протяжении последних лет рекомендации регулярно переиздаются,
подвергаясь дальнейшей переработке и усовершенствованию.
Основными
особенностями данных "Методических рекомендаций..." является выделение из всего объема
теоретического материала опорных
вопросов, постоянная нацеленность
на глубокое изучение практических навыков, использование теоретических знаний
на практике и в ходе ответов на ситуационные задачи. Отдельные блоки, входящие
в структуру методического материала к каждому практическому занятию, сменяют
друг друга таким образом, что читатель последовательно входит в суть проблемы,
прорабатывая материал с разных сторон. Начинается
самостоятельная работа с изучения экзаменационных вопросов по теме занятия (первый
блок материалов по подготовке к занятию). Вторым блоком следует
перечень источников, которые необходимо изучить для того, чтобы найти ответ на
экзаменационные вопросы. Здесь даются ссылки на учебник и лекционный материал. Третьим
блоком является "Пакет заданий", содержащий от 30 до 40
разнообразных вопросов и ситуационных задач по теме занятия, на которые
читатель должен найти ответ, воспользовавшись полученными знаниями или вновь
обратившись к книгам и конспектам. Теперь теоретическая подготовка не вызывает
сомнений. Однако на занятии будут выполняться и практические работы, поэтому,
чтобы не тратить время занятия на ознакомление с методикой выполнения того или
иного эксперимента, студенту предлагается изучить и законспектировать ход
выполнения практической работы (четвертый блок). Если среди перечня
экспериментов встречаются работы, имеющие большую практическую значимость и
входящие в список обязательных (облигатных) практических навыков, читателю рекомендуется
обратить особое внимание на ход
выполнения данной работы (регистрация артериального давления,
электрокардиограммы и т.п.) или изучить подробный алгоритм формирования заключения по анализу или кривой (анализ
желудочного сока, крови, ЭКГ и т.п.). Дальнейшее совершенствование форм
самостоятельной работы на кафедре позволяет сделать работу студента и
преподавателя более эффективной, существенно повысить уровень знаний, привить
обучающимся навыки творческой, аналитической деятельности.
На
сегодня обучающиеся полностью обеспечены
учебно-методическими материалами, которые регулярно обновляются. Обновление
рабочей программы дисциплины требует современности источников учебной
информации. Перечень основной литературы содержит учебники, изданные за
последние 10 лет, учебные пособия - за последние 5 лет. В библиотеке университета
имеется достаточное количество экземпляров рекомендуемой учебно-методической
литературы, необходимой для освоения дисциплины.
В настоящее время студентам лечебного,
педиатрического и медико-профилактического факультетов выдается учебник, соавтором
которого является заведующий кафедрой, член-корр. РАН, д.м.н., проф. В.И.
Киселев.
Кроме того, все студенты имеют
возможность выхода в российские
информационные сети: АРБИКОН, РГБ, ЭБС, MedArt,
LibNavigator и международную сеть - MEDLINE. Открыт доступ к ресурсам
Электронно-библиотечной системы «Консультант студента. Электронная библиотека
медицинского вуза».
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации разработаны в
соответствии с требованиями ФГОС. Видами оценочных средств для текущего контроля
успеваемости являются домашнее задание и
входной тестовый контроль. Данные формы контроля разработаны
преподавателями кафедры к каждому тематическому занятию. Домашнее задание
студенты обязаны выполнить до занятия на платформе «MOODLE», а в начале занятия
обучающимся предлагается пройти входной
тестовый контроль в компьютерном классе на кафедре. В результате
преподаватель может проконтролировать уровень самоподготовки каждого студента,
невыполнение домашнего задания обременяется штрафными баллами. С целью оценки
знаний студентов, полученных по
окончании изучения того или иного раздела физиологии, на этапах
промежуточной аттестации предусмотрены такие формы, как: выполнение
экзаменационного когнитивного практического навыка и устное собеседование по
соответствующему разделу. В итоге преподаватель оценивает степень усвоения
учебного материала по каждому разделу предмета. Обязательность прохождения как
текущего контроля знаний, так и промежуточной аттестации повышает мотивацию
студентов на качественное изучение предмета, так как непосредственно влияют на
семестровый рейтинг, а, следовательно, и на итоговый рейтинг по дисциплине
«нормальная физиология». Таким образом, достигнуто соответствие средств
промежуточного контроля знаний и итоговой аттестации обучающихся на кафедре
нормальной физиологии.
На кафедре создана и используется четко
отработанная система учета текущих
знаний студентов.
Разработанный
на кафедре нормальной физиологии электронный журнал для регистрации текущих и итоговых рейтинговых оценок взят за основу Центром информационных
технологий АГМУ для внедрения на всех кафедрах вуза. С 2013 г.
унифицированный сотрудниками ЦИТ АГМУ
электронный журнал учёта успеваемости студентов внедрён на кафедре
нормальной физиологии. Произведена адаптация программы для расчёта рейтинговой
оценки знаний применительно к особенностям учебного процесса на всех
факультетах.
Занятия
со студентами начинаются с проведения обязательного тестового контроля, который позволяет преподавателям выяснить
уровень базисной подготовки. Программы тестового контроля подготовлены ко всем
занятиям в виде компьютерных программ с учётом специфики преподавания на каждом
из факультетов. Для студентов лечебного, педиатрического и
медико-профилактического факультетов используются программы типа «Тестус», а
для студентов фармацевтического факультета
программы типа «Examinator». Перечень предлагаемых вопросов в ходе
тестирования предоставляется компьютером методом случайной выборки, что
исключает, в некоторой степени, возможность механического запоминания
правильных ответов. Кроме тестового контроля проводится индивидуальный опрос студентов, позволяющий более подробно
рассмотреть основные, узловые вопросы темы. При индивидуальном опросе
преподаватели активно используют вопросы
пакета заданий "Методических рекомендаций …..», которые изданы для
студентов всех факультетов, занимающихся на кафедре. Изучение соответствующего
раздела завершается сдачей итогового
занятия, являющегося своеобразным промежуточным этапом контроля текущих
знаний студентов. Сдача итогового занятия включает оценку знаний базисного
теоретического материала, а также знание и умение делать заключения по основным
клиническим анализам. Таким образом, в итоговое занятие включены элементы
практики, которые в дальнейшем будут вынесены на государственный экзамен.
На
протяжении многих лет, в конце учебного года проводится Итоговый тестовый контроль, который позволяет достаточно
объективно оценить базисные знания студентов по всем разделам физиологии
непосредственно перед экзаменом (студентам в течение 30-40 минут предлагается
ответить на 100 вопросов.
Итоговый контроль знаний студентов подразумевает проведение на кафедре экзамена. Экзамены на лечебном, педиатрическом, стоматологическом и
медико-профилактическом факультетах проводятся в три этапа. На фармацевтическом
факультете экзамен проводится только в виде теоретического собеседования.
Начинается прием экзамена со сдачи мануальных практических навыков. В ходе
первого
этапа студент под контролем преподавателя выполняет ту или иную практическую
работу, требующую от него манипуляционных навыков. Второй этап экзамена - сдача
вербальных практических навыков. Для этой части экзамена также отведена
отдельная экзаменационная комната. Здесь студенты демонстрируют умение
анализировать ту или иную физиологическую кривую, давать заключения по
различным анализам, характеризующим состояние и деятельность определенного
органа или системы. Замечания, высказанные экзаменатором в ходе каждого этапа
экзамена, регистрируются в специальном "Листе сдачи экзамена". Заключительный (третий) этап экзамена
проходит в конференц-зале кафедры и подразумевает теоретическое
собеседование со студентом по двум вопросам из различных разделов физиологии.
Профилизация экзаменов достигается
благодаря наличию дополнительных экзаменационных вопросов для отдельных
факультетов. В перечень вопросов для экзамена на педиатрическом факультете
введено 14 дополнительных вопросов, перечень которых также утвержден проректором
по УР АГМУ доц. И.В. Бабушкиным и опубликован (наряду с остальными вопросами) в
"Методических рекомендациях...". Профилизация экзаменов достигается
ещё и тем, что для студентов стоматологического, фармацевтического и факультета
высшего сестринского образования составлены и утверждены экзаменационные
вопросы, объём которых соответствует учебным программам.
Рейтинговая система оценки знаний студентов с 2008 года неоднократно дополнялась и подвергалась
доработке с учётом тех изменений, которые происходили в учебном процессе на
кафедре в связи с меняющимися федеральными государственными образовательными
стандартами и новыми учебными программами. Рейтинговая система оценки знаний,
используемая на кафедре нормальной физиологии, предполагает текущий, рубежный,
семестровый и итоговый рейтинг. Текущий
рейтинг оценивается по количеству баллов, набранных в ходе компьютерного
контроля на каждом практическом занятии и в период самостоятельной подготовки
на платформе MOODLE. В конце семестра все баллы, набранные в ходе самостоятельной
подготовки, тестового контроля на практических и итоговых занятиях, суммируются
и сравниваются с максимально возможной суммой баллов. Рубежный рейтинг оценивается на каждом итоговом занятии и даёт
возможность получить определённое количество баллов, которые складываются из
баллов за оценку устного ответа, тестирования и практических навыков. Сдача
всех этапов итогового занятия
осуществляется студентом однократно, строго по расписанию и пересдача этапов
итогового занятия не допускается. Семестровый рейтинг оценивает успеваемость за
каждый семестр и объявляется на последнем занятии семестра. Применение
рейтинговой системы на кафедре предполагает начисление штрафных и поощрительных
баллов, которые учитываются при подсчёте семестрового рейтинга. Штрафные баллы
начисляются за пропуски практических занятий и лекций. Поощрительные баллы
начисляются за активную работу студента: за подготовку сообщения по теме
практического занятия и выступление с ним в группе, а также за активную работу
в СНО. Кроме того, преподаватель по окончании семестра оценивает степень
участия каждого студента в обсуждении материала, активность на всех этапах
практического занятия и учебную дисциплину. Итоговый рейтинг оценивается с
учётом обоих семестровых рейтингов и экзаменационной оценки. Экзаменационная оценка определяется
экзаменатором, принимающим теоретическую часть экзамена. Экзаменационная оценка
включает в себя баллы за оба ответа на вопросы теории, итоговое тестирование и
баллы за сдачу практических навыков.
В связи
с тем, что на лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом и
стоматологическом факультетах во время экзамена осуществляется контроль за
умением выполнять основные практические навыки, на кафедре в течение всего
учебного года организована практическая
подготовка студентов, подразумевающая научить студентов не только
выполнению практических работ (мануальные
практические навыки), но уметь делать заключение по показателям,
характеризующим состояние системы - вербальные
практические навыки. Для универсализации и систематизации знаний и умения
оценивать основные показатели составлены алгоритмы заключений по показателям,
характеризующим состояние крови, сердечно-сосудистой, дыхательной и
пищеварительной систем, которые включены в "Методические рекомендации...".
Кроме того, в "Методических рекомендациях..." описаны основные
практические работы, что помогает студентам заранее, теоретически подготовиться
к практическому выполнению данной работы и еще до начала ее выполнения уточнить
некоторые ее тонкости. Для студентов очной формы обучения фармацевтического
факультета практическая подготовка осуществляется в виде выполнения
преподавателем демонстрационного показа исполнения некоторых практических
мануальных навыков.
Отработки пропущенных занятий проводятся преподавателями и доцентами кафедры в фиксированное время
и день недели (субботу). В целях максимально эффективного использования времени
в ходе отработки для выполнения практических работ и предварительного контроля
теоретической готовности студента к отработке
допускаются студенты, письменно ответившие на вопросы пакета заданий по
пропущенной теме и прошедшие теоретическое собеседование с преподавателем,
ведущим занятие у данного студента. Кроме этого, на кафедре создана возможность
получить консультации у дежурного доцента, которые проводятся еженедельно по
субботам. В это же время студенты имеют возможность повысить свой уровень владения теми или иными мануальными и вербальными
навыками под контролем преподавателя. Во время отработки практической части
занятия студент имеет возможность пройти компьютерное тестирование и получить
определённое количество баллов, учитываемых в общей рейтинговой системе.
Лекционный курс читается на кафедре высококвалифицированными преподавателями,
имеющими большой педагогический стаж. Примерно 40 % всего лекционного материала
читается заведующим кафедрой д.м.н. И.И. Шахматовым и профессором кафедры -
чл.-корр. РАН В.И. Киселёвым, а остальной лекционный материал (60%) – доцентами
кафедры.
В ходе
проведения практических занятий на кафедре достаточно активно используются интерактивные формы обучения. В качестве более эффективного
способа донесения информации используется презентация на основе современных
мультимедийных средств. Для этого во
всех 7 учебных комнатах установлены мультимедийные проекторы, интерактивные
доски и персональные компьютеры. Предварительно, по договоренности с
преподавателем, один из студентов группы готовит презентацию по одной из
учебных тем и представляет её в группе во время занятия. По окончании презентации
студенты группы, совместно с преподавателем, принимают участие в обсуждении
этой темы. Кроме этого, на каждом практическом занятии используется метод
анализа конкретных ситуаций (кейс-метод). На занятии студенты получают
конкретное задание в виде ситуационной
задачи. Далее эта ситуационная задача анализируется, студенты разбираются в
её сути и в итоге предлагают возможные решения. Завершающий этап работы
проходит при непосредственном участии преподавателя, который совместно со
студентами группы обсуждает и анализирует принятые решения. Такая работа
позволяет формировать у студентов навыки групповой, командной работы и
расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематики.
В
качестве инновационных форм обучения
на кафедре используется работа в малых группах с использованием компьютерных программ учебных тренажёров и программ,
имитаторов физиологических процессов. Преподаватель объясняет цель
предстоящей работы и раздаёт задания для групп. Учебная группа разбивается на
несколько небольших групп – от 2 до 4 человек и внутри каждой группы между её
участниками распределяются роли. В процессе работы, в зависимости от
поставленной задачи, студенты моделируют различные ситуации, оценка которых
осуществляется на основе обмена мнениями. Преподаватель осуществляет контроль
за ходом групповой работы.
УИРС (учебно-исследовательская
работа студентов) - в настоящее время является составной частью учебного
процесса и направлена на решение следующих основных задач:
1. Знакомство с техникой
экспериментального исследования на человеке (работы на животных демонстрируются
в форме видеоматериала).
2. Приобретение навыков экспериментальной
оценки функционального состояния организма человека методами, имеющими
практическое значение.
3. Приобретение навыков работы с научной
литературой.
Исследовательская
работа студентов осуществляется в ходе практических занятий, под контролем
ассистентов и доцентов кафедры. В каждом изучаемом разделе студентам
предлагается решение специальных заданий, для выполнения которых требуется
систематизированное, основанное на научных признаках исследование, предлагаются
ситуационные задачи, а также ряд практических работ (не менее 3 - 4 к каждому
занятию). Данные ситуационные задания, практические работы описаны в
методических рекомендациях, разработанных на кафедре. Кроме того, для более
подробной демонстрации проведения физиологических исследований и проведения их
анализа используется видеопрактикум. Наличие компьютерных классов
позволяет использовать компьютерные программы - учебные тренажёры и программы имитаторы физиологических процессов. Это
позволяет студентам более глубоко и детально вникать в процессы
жизнедеятельности организма. Весь физиологический
практикум, осваиваемый в ходе практических занятий, был переориентирован
с изучения физиологии животных на физиологию
человека. Это, во-первых, позволило решить проблему с лабораторными
животными, а во-вторых, сконцентрировало усилия преподавателей на изучении студентами
практических навыков, необходимых для последующей врачебной деятельности, что
позволило существенно повысить эффективность и профессиональную направленность
обучения уже на младших курсах.
Понятно, что уход от классического
эксперимента на практических занятиях, тем не менее, не мог не отразиться на
наглядности изучения теоретического материала, что ранее достигалось путем
опытов на животных. Как показал опыт работы,
этот пробел в процессе обучения можно частично восполнить с помощью демонстрации видеофильмов. В настоящее время на кафедре с успехом используется
форма "видеообучения", смысл которого заключается в том, что студент
может наглядно наблюдать ход эксперимента, записанного на видеопленку. С этой
целью был приобретен целый ряд учебных видеофильмов по нормальной физиологии,
основная часть которых была создана на базе кафедры физиологии Новосибирского
педагогического института.
По
наиболее важным, либо трудным в восприятии разделам физиологии имеется
дополнительный видеоматериал, где теоретические вопросы рассматриваются более
академично (видеофильмы "Происхождение элементов ЭКГ",
"Биоэлектрические явления", "Законы раздражения возбудимых
тканей" и т.п.). В видеофильмах представлен теоретический материал,
органично сочетающийся с демонстрацией классических экспериментов и
практических работ по соответствующему разделу физиологии. В комплект
видеофильмов, наряду с видеоучебником,
содержащим различные игровые эпизоды, рассматривающие тот или иной раздел
физиологии, входят видеопрактикум,
где представлены практические работы, выполняемые на занятиях, и видеослайды, отражающие в динамике
основные физиологические процессы, которые требуют дополнительных пояснений
преподавателя. Видеоматериалы используются
на каждом практическом занятии, за исключением итоговых, т.е. на
83% занятий от их общего числа. На каждом из практических занятий
демонстрируются видеофильмы или их фрагменты на протяжении 10-30 минут в
зависимости от объема и сложности изучаемого материала.
Таким
образом, опыт работы нашей кафедры показывает, что внедрение в учебный процесс
таких технических средств обучения,
как показ видеофильмов, может играть важную роль в повышении эффективности в
познании теоретического материала, а также в освоении
практических навыков, так необходимых студентам-медикам в их будущей работе.
Большую
помощь в повышении наглядности лекционного материала с помощью ТСО оказывают иллюстрации и схемы, взятые из "Атласа
по нормальной физиологии", размещенные на компакт-диске, выпущенном
Северо-Осетинской государственной медицинской академией, который был в своё
время закуплен на кафедру. В 2005-2006 уч. году силами кафедры создан Банк
иллюстраций для лекторов всех факультетов. При участии заведующего кафедрой
профессора Шахматова И.И., профессора Киселёва В.И. и доцента Вдовина В.М.
создан банк презентаций для мультимедийного сопровождения всего курса лекций по
нормальной физиологии.
Сотрудниками
кафедры разработан пакет программ для
ЭВМ по курсу нормальной физиологии, включающий в себя более 60
наименований. Программы по ряду тем имеют различное функциональное назначение в
организации учебного процесса. В целом, все программы подразделяются на
несколько групп: контролирующие - для входного и итогового контролей,
обучающе-контролирующие, информационные, универсальные, программы для
проведения практических работ и психофизиологических тестов. В настоящее время
наиболее востребованными являются программы для входного и итогового контролей,
проводимых в компьютерном классе. Количество занятий, на которых используются
персональные компьютеры составляет 100% к общему числу занятий.
Во время зимних каникул сотрудники кафедры регулярно принимают участие
в межкафедральных круглых столах по обсуждению смежных проблем преподавания тех
или иных вопросов медицины. В работе круглых столов принимают участие кафедры
физики, общей химии, нормальной анатомии, мед. биологии, нормальной физиологии,
гистологии, биохимии, патанатомии, общей гигиены, фармакологии.
В ходе учебных семестров практикуются взаимные посещения преподавателями практических занятий. Молодые
преподаватели закрепляются за тем или иным доцентом кафедры и овладевают
методическими приемами ведения занятий и физиологическим практикумом в полном
объеме на протяжении всего первого года работы. Также обязательным для молодых сотрудников
является посещение полного курса лекций, читаемого заведующим кафедрой. С
другой стороны, доценты по графику посещают практические занятия молодых
преподавателей с последующим разбором методики, структуры занятия, возможных
ошибок и неточностей. Замечания, обнаруженные в ходе посещений, а также
пожелания регистрируются в обязательном порядке в журнале взаимопосещений. Всё
это позволяет унифицировать методику и объем преподавания нормальной физиологии
во всех группах курса.
Помимо учебной, коллектив
кафедры традиционно проводит большую
воспитательную работу среди студентов (ежедневная воспитательная работа в
учебных группах, курация ССО АГМУ, участие в организации и проведении целого
ряда культурных и спортивных мероприятий в вузе).
Все сотрудники в равной степени являются ответственными за воспитательную
работу на кафедре.
Сотрудники
кафедры проводят индивидуальную
воспитательную и санитарно-просветительную работу среди студентов на
практических занятиях по нормальной физиологии о вреде курения, алкоголя,
наркотиков, беседы о недопущении конфликтов на национальной почве.
Вопросам этики и деонтологии посвящены специальные фрагменты занятии,
что отражено в учебных программах в виде освоения компетенций – общение с
коллегами, уход за экспериментальными животными.
Элементы системы воспитательной работы имеют место ежедневно при
работе со студентами, а в рамках научной деятельности – с экспериментальными животными.
Все темы занятий, лекций, подготовки научно-практических материалов,
выступления с докладами на конференциях, рассматриваются с позиций соблюдения
этики и деонтологии, патриотизма и уважения к Альма Матер.
Формы научно-исследовательской и профориентационной работы включают: научное
общество молодых ученых и студентов, студенческие и молодежные научные конференции, олимпиады, конкурсы,
действующая с 2013 г. на постоянной основе «Школа молодого гемостазиолога».
Сотрудники кафедры принимают участие в спортивных мероприятиях университета,
выездах на спортивные базы, по собственной инициативе проводят «Кафедральные
Дни здоровья». На кафедре отсутствуют курильщики, злоупотребляющие алкоголем.
Все сотрудники ведут здоровый образ жизни.
Воспитательная работа кафедры проводится через участие в
патриотических, культурно-массовых, спортивных мероприятиях, учебный процесс,
НОМУС, УИРС.
На всём протяжении отчетного периода кафедрой проводится большая
воспитательная работа среди студентов по популяризации и возрождению идей
стройотрядовского движения и патриотической акции «Снежные десанты». По
инициативе заведующего кафедрой И.И. Шахматова в 1992 г. впервые в России
создан, а в 2009 г.
получил официальный статус Клуб ветеранов ССО «Медик» АГМИ им. ЛК (президент
клуба – Шахматов И.И., члены клуба – Киселёв В.И., Вдовин В.М., А.А. Блажко,
С.В. Мирко). В рамках Клуба организовано участие его членов в проведении Школ
подготовки командного состава ССО, слётах вузовского и краевого ССО,
организованы выступления вокальной группы Клуба на слётах и фестивалях,
выпущены компакт-диски с песнями ССО «Медик», оказывается помощь и
осуществляется систематический контроль за формированием ЛССО в АГМУ, их
работой в подготовительный и рабочий периоды.
Сотрудники кафедры (Шахматов И.И., Киселёв В.И., Красов Ю.М., Фохт
Э.В., Вдовин В.М., Лычева Н.А., А.А. Блажко) внесли существенный вклад в
возрождение игр и создание Лиги «Клуба весёлых и находчивых» в АГМУ,
объединяющего на данный момент 9 команд. Их силами обеспечивается проведение
организационных мероприятий, осуществляется непосредственное проведение встреч
факультетских команд лиги КВН АГМУ, формируется жюри и обеспечивается
спонсорская поддержка фестивалей КВН.
Кроме того, в рамках сотрудничества со студклубом и спортклубом АГМУ
коллектив кафедры участвует в организации и проведении целого ряда вузовских
мероприятий (посвящение в студенты, участие в организации и проведении Бала
отличников АГМУ и Конкурсов Мисс Белый Халат и др.). С 2010 г. членом Совета по воспитательной
работе АГМУ является профессор Шахматов И.И., с 2014 – доцент В.М. Вдовин, а с
2017 г. – и преподаватель С.В. Мирко. В 2016 г. возглавил совет доцент кафедры
В.Ю. Николаев, а в 2017 г. – преподаватель кафедры А.А. Блажко.
Лучшие традиции кафедры на
протяжении вот уже более 60 лет бережно хранятся её коллективом и передаются
молодым сотрудникам.
Заведующий кафедрой
нормальной физиологии, д.м.н. И.И. Шахматов