В рамках состоявшейся с 3 по 6 июня в Сеченовском университете XVI Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования–2025» проректор по международной деятельности и цифровой трансформации АГМУ Алексей Резинкин принял участие в двух круглых столах, посвященных развитию международной деятельности в университетах.
На заседании первого круглого стола «Трансформация международной деятельности в медицинском вузе: Путь к глобальному лидерству» ведущими экспертами в области медицины и образования, а также представителями университетов из разных стран обсуждались вопросы стратегического подхода к развитию международного образования в условиях современных глобальных изменений. Была отмечена необходимость в условиях непростой геополитической ситуации в мире активного поиска новых партнерств и возможностей для сотрудничества.
В этой связи остается актуальным вопрос системных и эффективных мер, направленных на повышение конкурентоспособности российского высшего медицинского образования. Среди общеизвестных и имеющихся в арсенале каждого университета мер эксперты особо выделили необходимость грантовой поддержки международных студенческих научных сообществ, создания цифровых инструментов, а также развитие специализированных мероприятий, таких как олимпиады и стажировки.
Обсуждались и вопросы, связанные с поставленной Президентом России В.В. Путиным в своем указе задачи увеличения к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тыс. человек. Модератор круглого стола, проректор по международной деятельности Сеченовского Университета Михаил Бровко отметил, что успех университета в привлечении иностранных студентов среди прочих мер зависит от позиций вуза в международных университетских рейтингах.
Всеми участниками круглого стола отмечалась необходимость создания привлекательных условий для иностранных студентов, стремящихся к получению образования в России. Также было подчеркнуто, что слаженные усилия всех заинтересованных сторон позволят достичь поставленных целей и сделать российское медицинское образование более конкурентоспособным на мировом уровне.
Модератором второго круглого стола «Между ожиданиями и реальностью: как адаптировать обучение иностранных студентов в российских медицинских вузах» выступил генеральный секретарь Ассоциации «РОСМЕДОБР» и директор института подготовки педагогов непрерывного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России Залим Балкизов.
Иностранных студентов в медвузах становится с каждым годом все больше, и это, по словам модератора «уже давно не экзотика, а системная реальность». При этом обучение иностранных студентов – это не только способ зарабатывания внебюджетных средств, но устойчивое развитие современной образовательной организации, культурное многообразие и «мягкая сила». Участники круглого стола делились опытом и лучшими практиками по рекрутингу иностранных обучающихся, организации их оптимальной адаптации и интеграции, как-то создание в вузах спортивных студенческих лиг, культурных центров, курсов углубленного русского языка, родительских чатов и другое.
Как известно, именно студенты из Индии массово обучаются сегодня на медицинских программах в университетах России и занимают весомую долю экспорта российского медобразования. Несмотря на уже сложившуюся успешную историю обучения индийских граждан медицине в нашей стране, в настоящее время имеется ряд проблемных вопросов, требующих всестороннего экспертного внимания, в том числе на межгосударственном уровне.
Так, волнующими индийскую и российскую стороны оказываются вопросы произошедших изменений в законодательстве Индии, которые касаются обучающихся за границей студентов Индии. В соответствии с новым Положением от 18.11.2021, принятым Национальной медицинской комиссией Республики Индия (Медицинский совет Индии – MCI), индийский выпускник, получающий профессиональное медицинское образование в зарубежной образовательной организации, должен 1) получить медицинское образование только на английском языке (требуется полноформатная англоязычная образовательная программа) и 2) пройти интернатуру (курс практической подготовки под руководством данного зарубежного медицинского вуза продолжительностью не менее 12 мес.).
Также имеются с индийской стороны по аналогии с их программой MBBS требования к клинической практике, где очень детально описаны навыки и количество повторений, необходимых для освоения, а также требование по количеству и составу клинических коек – по 5 на 1 студента.
Необходимо отметить, что данные изменения являются сегодня актуальными не только для индийских студентов, но и для российских медицинских вузов, в которых обучаются граждане Индии. Если вопрос переформатирования ранее реализуемых во многих российских медвузах билингвальных образовательных программ в их полноформатную англоязычную версию не представляет особых сложностей, то положение о практической подготовке в формате интернатуры требует от российских университетов новых решений. Данный вопрос в настоящее время активно прорабатывается на уровне постоянных контактов профильных министерств России и Индии.
Ввиду отсутствия с 2016 г. в системе медицинского образования Российской Федерации уровня «интернатура» одним из возможных вариантов решения нами видится разработка для индийских обучающихся годичного курса практической подготовки в форме практикоориентированной программы в рамках дополнительного профессионального образования во время освоения обучающимися основной образовательной программы с заключением договора о прохождении практики в рамках указанной программы с соответствующим лечебно-профилактическим учреждением г. Барнаула и выдачей в дальнейшем документа соответствующего образца.
Что касается требований к клинической практике, то выход видится в том, что необходимую нехватку коечного фонда можно компенсировать амбулаторным звеном и занятиями в симуляционных центрах.
Теперь главное – все вырабатываемые российской вузовским и экспертным сообществом совместно с учредителем в лице Минздрава России решения согласовать с индийской стройной. Для этого создана рабочая группа по выработке единых подходов и унификации требований по обучению индийских студентов, куда включен также и наш университет.