Международная деятельность университетов сегодня является одним из определяющих принципов развития образования и науки в современной университетской парадигме и представляет собой перспективное направление развития современных университетов, являясь одним из сильных их конкурентных преимуществ. Повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке – одна из приоритетных задач Правительства Российской Федерации.
В этом контексте АГМУ работает в рамках реализации целей экспорта российского образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Положения Указа среди прочего предписывают реализацию принципа открытости внешнему миру и ставят одной из задач увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тыс. человек.
Реализация проекта по экспорту образования помимо увеличения численности иностранных обучающихся должна в том числе повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке.
Необходимо отметить, что российское образование в области медицины имеет высокий авторитет, и потенциал российского медицинского образования как одного из самых весомых в доле экспорта образования в целом достаточно высок. Каждый пятый иностранный студент (21%) обучается в России по направлению «Здравоохранение и медицинские науки», а это более 75 тыс. человек.
Алтайский государственный медицинский университет сегодня смог определить собственную модель эффективного международного развития и динамично укрепляет свои позиции. Увеличивается контингент иностранных обучающихся, расширяется его география.
В этой связи с 19 по 27 мая состоялся рабочий визит делегации нашего университета в города Республики Индия: Нью-Дели, Мумбаи, Бенгалуру. АГМУ представили ректор И.И. Шереметьева и проректор по международной деятельности и цифровой трансформации А.Ю. Резинкин.
Повестка пребывания нашей делегации в республике была насыщенной. Главным мероприятием для нашего университета стали встречи в формате B2B с крупными рекрутинговыми компаниями. Данные встречи для нашего университета были организованы и проведены руководством рекрутинговой компании PSP TRADERS&SERVICES PRIVATE LIMITED, являющейся партнером нашего университета. Руководители PSP TRADERS&SERVICES PRIVATE LIMITED господин д-р Прадип Кумар и господин д-р Санджай Чаудхари представили в трех городах своих индийских партнеров.
Первыми городами для посещения в рабочей командировке стали столица Индии Нью-Дели и расположенный рядом в индийском штате Уттар-Прадеш город Нойда, являющийся частью агломерации Дели. В этих городах состоялась встреча с руководством рекрутинговых компаний EOCL INDIA (г. Нью-Дели), MBBSDIRECT (г. Нойда), Physics Wallah (г. Нойда).
В Мумбаи и Бенгалуру состоялись встречи с руководством рекрутинговых компаний Vishwa Medical Admission Point (г. Мумбаи) и Doctor Dreams: AMBBS Abroad (г. Бенгалуру).
Все компании представили команды сотрудников кол-центров и своих агентов, занимающихся набором индийских граждан для их дальнейшего направления на обучение в медицинские университеты различных стран мира; рассказали о своей работе, планах и перспективах, когда индийcкие школьники получат результаты экзамена NEET, а также почему индийские абитуриенты и их родители выбирают поступление в зарубежные вузы через услуги рекрутинговых компаний.
Ректор И.И. Шереметьева и проректор А.Ю. Резинкин выступили с презентацией и представили университет присутствующим на собраниях, рассказав про образовательный ландшафт и научный потенциал АГМУ, институциональную основу подготовки медицинских кадров, высокопрофессиональный коллектив университета, который реализует большое количество современных инновационных образовательных программ всех уровней подготовки, а также про университет в целом, являющийся драйвером развития в области медицинского образования, науки и клинической практики в макрогрегионе Большого Алтая.
На примере АГМУ была представлена система российского медицинского образования, ее сильные стороны и конкурентные преимущества, одним из которых является, в частности, большая практикоориентированность образовательных программ с первого курса и отечественный принцип обучения «у постели больного». При этом, наличие высоко оснащённого современным оборудованием (фантомы, манекены, симуляторы и т.п.) симуляционного центра в медицинском университете также повышает качество реализуемых образовательных программ.
На мероприятиях также присутствовали потенциальные абитуриенты с родителями.
По итогам выступлений в формате бесед были обсуждены планы набора абитуриентов в АГМУ, правила поступления и условия обучения, перечень реализуемых актуальных направлений подготовки по англоязычным образовательным программам на факультете иностранных студентов. Абитуриентов, в частности, волновали вопросы продолжительности приемной кампании, прохождения вступительных испытаний, стоимости образовательных программ, условия проживания, климат города Барнаула и другие.
Представители рекрутинговых компании и абитуриенты интересовались также возможностями обучения в ординатуре АГМУ. Руководство АГМУ сообщило, что в университете разработаны и реализуются на русском и английском языках такие направления подготовки в ординатуре для иностранных граждан как «терапия» и «акушерство и гинекология». В планах также разработка программ ординатуры по направлениям «хирургия», «анестезиология», «урология», «кардиология», «эндокринология». Индийские партнеры подтвердили актуальность данных специальностей и заверили, что они будут пользоваться спросом у индийских обучающихся.
Необходимо указать, что в настоящее время в АГМУ обучаются около 500 граждан из Республики Индия по направлению подготовки "лечебное дело". В 2022 г. состоялся первый выпуск специалистов по данной программе – 110 человек, в 2023 г. – 85 человек, в 2024 г. – 73 человека. 8 индийских студентов закончили университет с красным дипломом.
Следует отметить, что обучение иностранных граждан в нашем университете является не только механизмом подготовки кадров для зарубежья в рамках экспорта медицинского образования и выстраивания партнёрских отношений в области науки и образования с дружественными странами, но и важным механизмом привлечения зарубежных инвестиций в город Барнаул и Алтайский край. Расходы иностранных студентов составляют значительную часть дохода бюджета как университета, так и региона в целом. Так, помимо оплаты стоимости своего обучения, иностранные студенты также тратят денежные средства на жилье, продукты питания, транспорт, бытовые услуги, книги, развлечения, рекреационные мероприятия, посещение библиотек, театров, музеев и т.п. Таким образом иностранные обучающиеся вносят существенный вклад в развитие инвестиционного климата региона. А иностранные выпускники университета, становятся теми маяками, свет которых виден со всех концов земного шара.
Как известно, по приезде в Индию выпускникам предстоит сдать обязательный внутренний экзамен FMGE – (Foreign Medical Graduate Examination) – экзамен в Индии для выпускников зарубежных медицинских вузов, который проходит 2 раза в год. Только показав высокий результат, участники экзамена смогут получить право вести врачебную практику на территории страны. Выпускники АГМУ прошлых лет выпусков успешно сдавали данный экзамен. Пожелаем удачи нашим выпускникам этого года. А руководители компании PSP TRADERS&SERVICES PRIVATE LIMITED со своей стороны при поддержки своих индийских коллег пообещали совместно проработать вопрос организации дополнительных занятий и консультаций для наших выпускников индийскими профессорами по стандартам экзамена FMGE для лучшей подготовки к нему и успешной его сдачи.
В городе Бенгалуру на встречу с будущими абитуриентами смогли приехать также выпускниками нашего университета 2023 года выпуска, которые со всеми присутствующими поделились своими впечатлениями об обучении в университете. Выпускники поделились тем, как складывается их профессиональная карьера, своими планами на будущее, а также выразили искреннюю благодарность всему коллективу нашего университета, и прежде всего, его профессорско-преподавательскому составу за качественную подготовку докторов. А наш выпускник Гхош Притхам также принял участие вместе с нами в интервью в программе индийского телевидения Power TV.
В рамках культурной программы были организованы посещения достопримечательных мест: индийских храмовых комплексов – Храм Лотоса в Нью-Дели и Храм Додда Ганеша в Бенгалуру, «Ворота в Индию» и знаменитый отель «Тадж-Махал-палас» в Мумбаи на берегу Аравийского моря.
В современном турбулентном геополитическом мире происходит переформатирование межгосударственных и международных связей в различных областях. Определяются новые векторы международного сотрудничества и происходит укрепление установленных. В этой связи азиатский, южно-азиатский и восточно-азиатский векторы международного сотрудничества нашей страны вновь приобретают свою актуальность.
Одной из стран южной Азии с численностью населения почти 1,5 млрд. человек, активизация сотрудничества с которой стоит на повестке, является Индия. Свою актуальность вновь приобретает лозунг советско-индийской дружбы в 1950-1980-е годы: «хи́нди ру́си бхай бхай» (хинди हिंदी रूसी भाई भाई), что в переводе означает «индийцы и русские – братья».
В этой связи становится явным, что сотрудничество между Россией и Индией в сфере медицинского образования и подготовки профессиональных врачебных кадров имеет хороший задел и явные перспективы.
NB! В завершении нашего повествования хочется выразить большую благодарность руководству компании PSP TRADERS&SERVICES PRIVATE LIMITED в лице господина д-ра Прадипа Кумара и господина д-ра Санджая Чаудхари за оказанный очень теплый радушный прием делегации нашего университета на индийской земле и надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество в деле развития интеграционных связей в области образования, науки и культуры на евроазиатском образовательном пространстве.