Стало уже доброй традицией ежегодно на площадке Первого МГМУ им. И.М. Сеченова проводить Общероссийскую конференцию с международным участием «Неделя медицинского образования в России». Накануне очередной конференции, которая должна стартовать 4 апреля, мы встретились с ректором Сеченовского университета Петром Глыбочко и попросили его рассказать, какие главные задачи стоят сегодня перед медицинским образованием.
— Пётр Витальевич, в этом году Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования в России» пройдёт восьмой раз. В чём ценность этого форума?
— Организаторами мероприятия, кроме нашего университета, по традиции выступят Министерство здравоохранения РФ, Координационный совет в области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Совет ректоров медицинских и фармацевтических учебных заведений России и Общероссийская общественная организация «Медицинская лига России». С каждым годом растут значимость и масштабность форума: если раньше это была двухдневная конференция, то в 2016 г. она приобрела недельный формат. Так будет и в этом году. Участники и гости обсудят актуальные вопросы совершенствования профессионального медицинского образования, ознакомятся с перспективными программами и инновационным опытом коллег. Главное внимание будет уделено вопросам качества преподавания в медицинских вузах. Наша задача — наметить точки роста, которые дадут стимул к дальнейшему развитию, определить инновационные подходы к формированию траектории профессионального роста медицинских специалистов.
— Качество образования — это, безусловно, главное. Из чего оно сегодня складывается?
— На наш взгляд, качество образования в равной степени зависит от двух составляющих: уровня преподавания и мотивации самого обучающегося к получению знаний и развитию практических навыков. Исходя из этого в Сеченовском университете разработана система менеджмента качества, предусматривающая оценку работы преподавателя в зависимости от успешности обучения его групп студентов. При этом мы используем такие инструменты, как централизованное тестирование и эффективный контракт.
Для повышения мотивации студентов у нас имеются дополнительные бонусы, которые они могут получать помимо государственной стипендии. В частности, есть возможность поступить в Школы мастерства, получать повышенную стипендию, участвовать в общественной жизни и спортивных мероприятиях, волонтерском движении и т.п. В будущем это поможет выпускникам и при поиске работы, поскольку работодатель, как правило, отдаёт предпочтение наиболее активному, заинтересованному и перспективному молодому специалисту.
— Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о Школах мастерства.
— В Школы мастерства мы набираем студентов 4-5-го курсов, углубленно изучающих предмет. Мы убеждены, что Школы мастерства — это индикатор того, насколько будущий выпускник погружен в тот или иной раздел профессиональной деятельности. Как показал наш опыт, это весьма востребованный обучающимися формат: конкурс достигает 15 человек на 1 место. Сейчас в рамках вуза действует около 20 Школ, и мы регулярно получаем запросы открыть их на той или иной кафедре. В частности, в прошлом году они были созданы на кафедрах психологии и наркологии, ранее — терапевтической стоматологии, лучевой диагностики и пр.
Методики и особенности преподавания в Школах мастерства мы планируем обсудить на конференции «Неделя медицинского образования — 2017» в рамках секции, посвящённой лучшим практикам в медицинском образовании. Надеемся услышать об успешном опыте коллег, реализующих те наши наработки, которыми мы делились ранее, и, может быть, даже познакомиться с инновационными подходами.
— Наука, в том числе и медицинская, не стоит на месте. Успеваете ли вы актуализировать базовые дисциплины?
— Медицинские университеты должны очень чутко реагировать на ситуацию в здравоохранении, особенно в части актуализации учебных дисциплин. Недавно мы провели анализ учебных планов и выяснили, что химия и биология на первых двух курсах по некоторым темам повторяют программу 10-11 классов. Однако наши студенты должны изучать эти предметы на более высоком уровне, отличном от школьного. Больше внимания нужно уделять аспектам, востребованным в современной медицине, в частности, при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Ввести новые актуальные разделы дисциплин, такие как молекулярная биология, биологическая химия, дисциплины клинической практики.
Также мы считаем возможным разделить учебный план на базовые теоретические науки — философия, иностранный язык, анатомия и т.п. — и практические клинические дисциплины — хирургия, пропедевтика внутренних болезней и т.п. Мы хотели бы услышать по этому поводу мнения представителей профессионального сообщества, насколько они согласны с нашим видением.
— При переходе от теории к практике ваши студенты с 2017 г. будут сдавать специальный экзамен. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Мы считаем, что после 3-го курса, по завершении изучения базовых предметов, целесообразно ввести переводной экзамен, дающий право на допуск студентов к изучению клинических дисциплин. То есть, помимо сдачи сессии, студент должен продемонстрировать ещё и практические навыки. В первую очередь это нужно обучающемуся для понимания, к чему он идёт и что ему необходимо доработать.
По сути, это тот же объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), который мы хотим ввести на 3 курсе. В 2017 г. наши студенты будут сдавать практику на основе ОСКЭ, где, помимо демонстрации практических навыков, необходимо решить ситуационные задачи. Уже разработана нормативная база, согласно которой обучающийся, сдав этот экзамен, получит возможность допуска к профессиональной деятельности на должностях младшего медицинского и фармацевтического персонала.
Более того, у нас впервые будет вводиться предпрофессиональный экзамен для школьников — выпускников медико-биологических классов проекта «Медицинский класс в московской школе». Для них это отличная возможность увидеть на практике, что такое азы профессии, которыми они овладели в школе.
— Качество обучения, как вы упомянули, во многом зависит и от уровня преподавания. Планируете ли вы вводить аккредитацию преподавателей?
— Я убеждён, что сегодня, как никогда ранее, необходима аккредитация преподавателей на соответствие требованиям нашего университета. Уже введена первичная аккредитация для выпускников, которая успешно функционирует целый год, а для преподавателей нормативных требований нет. В связи с этим мы хотим обсудить на конференции с нашими коллегами, как создать алгоритм аккредитации преподавателей.
Все эти вопросы актуальны для успешного развития отечественного медицинского образования и, как следствие, российского здравоохранения. Надеюсь, что в ходе конструктивного диалога на конференции «Неделя медицинского образования — 2017» мы сможем найти оптимальные решения, которые зададут вектор будущих преобразований.
Источник: журнал «Ректор вуза», № 4, 2017 г.
Управление организации и обеспечения деятельности