2 октября в читальном зале библиотеки университета состоялась учебно-методическая конференция «Использование симуляторов в учебном процессе АГМУ».
В рамках конференции была организована работа двух секций: «Использование симуляторов при проведении аудиторной работы в АГМУ» и «Использование симуляторов на этапе контроля знаний у студентов АГМУ». Участников конференции поприветствовала начальник учебно-методического управления вуза Людмила Ивановна Сазонова. Она отметила важную роль симуляционного обучения в образовательном процессе и пожелала продуктивной работы.
Открыл конференцию доклад профессора кафедры анестезиологии, реаниматологии и клинической фармакологии с курсом ДПО Вадим Валентинович Шмелев. Он рассказал о роли симуляционного обучения в освоении навыков проведения сердечно-легочной реанимации студентами медицинского университета. «Правильно проводить сердечно-легочную реанимацию – это жизненно важный навык, и студенты оттачивают его на специальных роботах-симуляторах. Это позволило повысить качество обучения, студенты стали активнее участвовать в образовательном процессе», – отметил Вадим Валентинович.
Опытом использования робота-симулятора Hal S1000 в симуляционных клинических сценариях по неотложным состояниям поделилась доцент кафедры факультетской терапии профессиональных болезней Анна Александровна Молчанова. Она пояснила, что, проводя занятия в клинике, преподаватели и студенты могут сталкиваться с определенными трудностями, включая отсутствие пациента с нужным диагнозом, отказ больных от сотрудничества, невозможность многократного повторения практических навыков. Эти проблемы помогают преодолеть роботы-симуляторы.
Как отметил доцент кафедры ортопедической стоматологии АГМУ Илья Олегович Грохотов, качество обучения студентов стоматологического факультета также во многом зависит от работы на симуляторах, которые позволяют отрабатывать навыки по препарированию зубов и созданию их виртуального слепка. Фантомы головы и шеи со съемными моделями челюсти позволяют отработать навыки в лечении различных заболеваний полости рта. Кроме того, в обучении студентов используются и виртуальные симуляторы, которые позволяют создавать модели будущих реставраций в CAD CAM системе.
С открытием в мае этого года специализированного филиала Симуляционного центра по хирургии на базе городской больницы №5 у студентов вуза появилась возможность оттачивать необходимые хирургические мануальные навыки в абдоминальной, грудной и сердечно-сосудистой хирургии. На тренажерах отрабатываются такие навыки, как виртуальная лапароскопия, наложение швов, катетеризация сосудов, трахеостомия и сердечно-сосудистая реанимация. Это также позволяет нашим студентам составлять конкуренцию сильнейшим медицинским вузам страны на всероссийских олимпиадах. Вместе с тем, как отметил профессор кафедры факультетской хирургии имени профессора И. И. Неймарка и госпитальной хирургии с курсом хирургии ДПО Николай Германович Хорев, не все навыки возможно отработать на симуляторах. Ряд манипуляций робот пока не заменил. Это, в том числе методика сбора жалоб и анамнеза, пальпация брюшной полости и т.д.
Важнейшие преимущества симуляционных технологий в обучении по дисциплине «Акушерство и гинекология» обозначила заведующая кафедрой акушерства и гинекологии с курсом ДПО Ольга Васильевна Ремнева. Среди них – обучение без вреда для пациента и возможность оценки достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста.
Работа второй секции началась с выступления заведующего кафедрой сестринского дела Дмитрия Владимировича Федорова. Он рассказал об опыте проведения на базе симуляционного центра экзамена по допуску к работе на должностях среднего медицинского персонала, отметив ежегодное увеличение количества желающих получить сертификат.
Опытом проведения государственной итоговой аттестации на лечебном факультете поделился заведующий кафедрой госпитальной терапии и эндокринологии Алексей Владимирович Андриенко.
Также представлена информация об использовании симуляционных технологий при подготовке студентов педиатрического факультета к аккредитации, об организации симуляционного обучения на кафедре фармации.
Подводя итоги конференции, заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней имени профессора З. С. Баркагана Елена Федоровна Котовщикова отметила, что опыт использования роботов-симуляторов доказывает целесообразность их использования в обучении: «У студентов появилось больше возможностей: занятия в Симуляционном центре помогают им оттачивать практические навыки, проводить сложные манипуляции без вреда для пациента, преодолеть коммуникативные барьеры».
Участники конференции пришли к общему мнению о
значимости симуляционного обучения в вузе и предложили увеличить количество
часов для занятий студентов в Симуляционном центре.