Ежегодная конференция научно-педагогических работников, сотрудников и обучающихся Алтайского медуниверситета с участием членов ученого совета, делегатов и представителей от всех структурных подразделений вуза состоялась 15 марта. Главный вопрос повестки – итоги деятельности Алтайского государственного медицинского университета за 2017 год и планы развития на 2018 год. С докладом на эту тему выступил ректор АГМУ Игорь Салдан.
Гостями конференции стали главы профильных министерств региона – Министр здравоохранения Алтайского края Ирина Долгова и Министр образования и науки Алтайского края Александр Жидких, депутат Государственной думы России, заведующий кафедрой терапии и общей врачебной практики АГМУ Валерий Елыкомов, председатель Медицинской палаты Алтайского края, заведующий кафедрой факультетской хирургии имени профессора И.И. Неймарка, госпитальной хирургии с курсом ДПО Яков Шойхет, руководитель управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Ирина Пащенко, ректор АлтГТУ Андрей Марков, ректор АГПУ Ирина Лазаренко, начальник БЮИ МВД России Сергей Буряков, директор Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Иванова, заместитель главы Администрации Центрального района Галина Синицына.
Ректор остановился на основных показателях и динамике развития в каждой сфере деятельности медицинского университета.
Мониторинг и рейтинги
В 2017 году АГМУ шагнул вверх в рейтинге «Социальный навигатор» с 10 места на четвертое среди 48 медицинских вузов страны, став первым в медицинском образовательном кластере «Сибирский», вошел в первую десятку российских профильных университетов по мониторингу эффективности Министерства образования и науки. Вузом выполнены все семь показателей мониторинга.
Осознанный выбор и целевая подготовка
Мероприятиями Института довузовского образования АГМУ в 2017 году было охвачено 1500 школьников края с 1-го по 11-ый классы. Результатом системы ранней профориентации является уменьшение количества поданных в вуз заявлений о приеме при относительно стабильном количестве абитуриентов, которые стали более мотивированными, осознанно выбирают факультет и будущую специальность.
Приоритет при поступлении в вуз отдается алтайским школьникам (в 2017 году их количество составило 600 человек), а также выпускникам медицинских колледжей края (166 человек). Ответом на социальный заказ работодателей стал впервые произведенный набор выпускников медицинских колледжей для ускоренного обучения в вечернее время.
Вуз увеличивает количество бюджетных мест и долю в них целевых мест до 72,3%, занимая по этому показателю третью позицию в России и первую среди медвузов Сибирского федерального округа.
«Это наиболее эффективный механизм закрепления медицинских кадров в Алтайском крае, особенно в отдаленных сельских районах, – подчеркнул ректор АГМУ. – Университет взял на контроль абсолютно все целевые договоры между обучающимися и ЛПУ. Учитывая приоритет целевой формы обучения в вузе, а также востребованность медицинских кадров в регионе, показатель трудоустройства выпускников в крае составляет от 85% до 92%».
Министр здравоохранения Алтайского края Ирина Долгова в своем выступлении также отметила позитивную тенденцию увеличения целевого набора за последние пять лет. Министр проинформировала, что в 2017 году более 500 выпускников медицинского вуза прошли первичную аккредитацию, благодаря чему краевые медицинские организации пополнились молодым поколением врачей. По сравнению с 2016 годом на должности участковых терапевтов трудоустроилось в 1,3 раза больше специалистов, а участковых педиатров – в 2,4 раза больше.
Наставничество
Еще одним способом решения кадрового вопроса является углубленная подготовка студентов старших курсов в школах наставничества и мастерства по наиболее востребованным специальностям.
В 2017-2018 учебном году работают школы мастерства по хирургии, урологии, акушерству и гинекологии, эндокринологии, в них обучается 64 студента, которые получат дополнительные баллы при поступлении в ординатуру вуза.
Следующим этапом развития школ станет включение в них новых специальностей «Педиатрия» и «Терапия».
Образование на экспорт
Количество иностранных русскоязычных и англоязычных обучающихся АГМУ ежегодно увеличивается. Сегодня в вузе 861 иностранный студент из 15 стран ближнего и дальнего зарубежья. Наибольшее количество студентов – из Казахстана, Индии, Таджикистана, Египта и Ирака. Соответственно увеличивается и количество преподавателей, которые ведут занятия на английском языке: с 26 в 2016 году до 39 в 2017-м.
Пока иностранные студенты обучаются по двум специальностям – «Лечебное дело» и «Стоматология». До конца года запланирован переход на билингвальное обучение по специальности «Фармация».
Свои знания преподаватели АГМУ передают студентам и за пределами России. В рамках академической мобильности 11 представителей вуза выезжали с лекциями и докладами в вузы Швейцарии, Италии, Финляндии, Китая.
В 2018 году АГМУ намерен сосредоточить усилия в направлении международного взаимодействия с университетами и промышленными компаниями Китая и Индии с целью развития программ академической мобильности.
Симуляционное обучение на клинических базах
2017 год стал годом открытия первого профильного Симуляционного центра вуза в лечебном учреждении. При участии Заместителя Губернатора Алтайского края Надежды Капуры, Министра здравоохранения Алтайского края Ирины Долговой, Председателя Медицинской палаты Алтайского края Якова Шойхета был открыт первый специализированный филиал Симуляционного центра в краевом Перинатальном центре «ДАР».
Он оснащен современным высокотехнологичным оборудованием для отработки практических навыков по акушерству, гинекологии, неонатологии.
В 2018-2019 годах планируется открыть еще 4 специализированных филиала в ЛПУ Барнаула по хирургии, травматологии, педиатрии и фтизиатрии.
Квалификация преподавателей
В университете ведется постоянная работа по сохранению высокой доли преподавателей со степенями кандидатов и докторов наук. «Мы сегодня можем уверенно говорить о качестве преподавания, – отметил ректор Игорь Салдан. – Увеличен процент остепенённости ППС в вузе с 71,4% в 2014 году до 77,4% в 2017 году, больше стало кандидатов наук в возрасте до 35 лет».
На постоянную работу приняты 27 новых высококвалифицированных преподавателей, в их числе 16 ординаторов и аспирантов вуза, а также практикующие врачи. Из 150 внешних совместителей 122 специалиста являются кандидатами и докторами наук.
Научно-исследовательская деятельность
В течение 2017 года началось оснащение новых структурных подразделений вузовской науки. Так, для Центра медико-биологических исследований приобретено более 20 единиц высокотехнологичного лабораторного оборудования на сумму 8,5 млн. рублей. В текущем году запланирована масштабная реконструкция существующего здания вивария в соответствии с современными санитарными нормами и требованиями. Из средств федерального бюджета выделено и уже освоено 8,5 млн. рублей на приобретение современного лабораторного оборудования для оснащения двух лабораторий вивария.
Завершилось формирование штата научных сотрудников и материально-техническое оснащение Института гигиены труда и промышленной экологии вуза за счет внебюджетных средств вуза (более 7 млн. рублей).
В ближайших планах создание совместной научной лаборатории с Федеральным исследовательским центром «Институт цитологии и генетики» СО РАН для исследований в области биомедицины.
В прошлом году учеными вуза была успешно завершена работа по двум направлениям исследований государственного задания. В результате заявительной работы количество тем по государственному заданию было увеличено до трех, и вуз получил финансирование от Минздрава России на сумму около 9 млн. рублей.
Наукометрия
Основные наукометрические показатели являются закономерным отражением публикационной активности сотрудников. По доле публикаций в базах данных Web of Science вуз в 2017 году занял 25-е место среди 48 медицинских вузов РФ с показателем 10,5.
Заметную роль в публикационной активности играет регулярный выпуск вузом с 2017 года собственного научного журнала «Бюллетень медицинской науки» на русском и английском языке. В текущем году журнал заявлен на включение в перечень ВАК.
Обучение врачей без отрыва от работы
В 2017 году вуз активно включился в образовательный проект, связанный с переходом на новую систему дополнительного профессионального образования врачей – непрерывное медицинское и фармацевтическое образование. Разработано более 400 программ НМО по 60 специальностям, проведено 220 циклов и обучено в рамках НМО 2500 слушателей. В результате по сравнению с 2014 годом в 1,5 раза увеличилось количество врачей, прошедших обучение в вузе.
С целью удовлетворения запросов практического здравоохранения и приближения к заказчикам образовательных услуг по ДПО начались выездные циклы в районы Алтайского края, а также другие регионы.
Однако, в своем докладе ректор указал на недостаточное количество выездных мероприятий в рамках ДПО и рекомендовал кафедрам шире внедрять дистанционные методы обучения. С этой целью уже сформированы 7 межрайонных центров (города Бийск, Рубцовск, Алейск, Змеиногорск, Камень-на-Оби, Славгород, Белокуриха), которые охватывают все районы Алтайского края.
Одной из перспектив развития системы ДПО он назвал также сетевое взаимодействие с вузами Алтайского края по отдельным направлениям подготовки: программы «Сетевой врач», «IT-медик», «Медицинский менеджмент», «Правовые основы деятельности врача» и др.
Финансово-экономическая деятельность и материальная база
Игорь Петрович сообщил, что бюджет Алтайского медуниверситета в 2017 году, составивший 1 млрд. 21 млн. рублей, вырос в сравнении с 2014 годом на 32%. Увеличен федеральный бюджет на 12% – с 470 млн. рублей в 2014 году до 526 млн. рублей. Почти на 200 млн. рублей (64%) за счет грантов, коммерческих обучающихся, иностранцев вырос объем средств от приносящей доход деятельности – с 301 млн. рублей до 495 млн. рублей.
При проведении прозрачных процедур торгов и запроса котировок экономия денежных средств в 2017 году составила 34 млн. рублей.
Основные и сэкономленные средства были направлены на дополнительные стимулирующие выплаты всем работникам вуза, проведение ремонта практически на всех кафедрах и в общежитиях вуза, приобретение современного лабораторного и учебного оборудования, развитие Симуляционного центра и его филиала.
На ремонтные работы, охватившие 97 объектов различного назначения, в 2017 году вуз потратил 61 млн. рублей, что на 8% больше, чем в предыдущем году. Благодаря этому у вуза появилось новое студенческое общежитие на 420 мест. К решению жилищных вопросов студентов вуз привлек и своих зарубежных партнеров из Индии, за счет которых введено в эксплуатацию общежитие на 120 мест для индийских студентов.
Подводя итоги, ректор Игорь Салдан акцентировал внимание на основных задачах развития медуниверситета в текущем году.
В образовательной деятельности предстоит дальнейшее повышение качества абитуриентов, внедрение школ наставничества по направлениям «Терапия» и «Педиатрия», совершенствование системы ДПО и др.; в научной деятельности – включение журнала «Бюллетень медицинской науки» в перечень ВАК; создание совместной научной лаборатории с ФИЦ «Институт цитологии и генетики» СО РАН, реализация программы развития публикационной активности ППС вуза в журналах из систем Web of Science и Scopus, завершение строительства нового лабораторно-испытательного корпуса с типовым виварием и др.; в лечебной работе и ДПО – открытие новых лечебных учреждений и отделений в КДЦ, увеличение выездных циклов в 3 раза, рост количества дистанционных программ и др.; в материально-технической базе – открытие 4 филиалов Симуляционного центра, завершение текущих ремонтов кафедр и продолжение ремонтов в общежитиях.
В завершение доклада Игорь Салдан поблагодарил всех сотрудников за большую работу по развитию вуза: «Это заслуга всего коллектива Алтайского государственного медицинского университета. Благодаря слаженной командной работе, умению учиться на своих ошибках и исправлять их мы достигли высоких результатов. Выбранный нами вектор развития кадрового обеспечения здравоохранения края признан Правительством Алтайского края правильным и соответствующим тем задачам, которые регион ставил перед нами».
Управление по связям с общественностью и издательской деятельности