Самодиагностика обучающихся АГМУ:
экспресс-оценка уровня соматического здоровья (по Г. Л. Апанасенко)
В начале учебного года на кафедре физической культуры и здорового образа жизни была разработана анкета по физической культуре, позволяющая определить отношение к своему здоровью, а также спрогнозировать противопоказания к занятиям физическими упражнениями, уровень физической подготовленности, желание заниматься физической культурой и спортом, возможностью разработать методические рекомендации к двигательной активности по нозологическому принципу перед диспансеризацией студентов и распределением их на основную, подготовительную, специальную медицинскую и спортивные группы.
В подготовительной, специальной медицинской и спортивной группах сдают экспресс-оценку уровня соматического здоровья (по Г. Л. Апанасенко).
1. Масса тела (кг).
2. Рост (м).
3. Артериальное давление систолическое («верхнее»).
4. ЖЕЛ — жизненная емкость легких (мл).
5. Сила (динамометрия) кисти (кг).
6. ЧСС — частота сердечных сокращений (пульс).
7. Время (в минутах) восстановления пульса после стандартизированной нагрузки (20 приседаний за 30 секунд).
В экспресс-оценке приняли участие 3336 обучающихся с 1-3 курсы, включая иностранных студентов (обучающихся по билингвальным программам), что составило более 50% от общего числа обучающихся. Результаты фиксируются в электронном журнале два раза в год: исходный и конечный уровень, что позволяет в динамике увидеть физическое развитие студентов. В 2024 г. по результатам экспресс-оценки было выявлено, что:
- низким уровнем здоровья обладают 18% обучающихся;
- ниже среднего — 14% обучающихся;
- средним уровнем здоровья — 46%;
- выше среднего — 16%;
- высоким — 6%.
В качестве методики определения морально-психологического климата обучающихся АГМУ
был использован такой же опросник, как и у сотрудников вуза
Всего в опросе приняли участие 3336 обучающихся, что составило более 50% обучающихся.
Исследование проводилось на базе кафедры физической культуры и ЗОЖ АГМУ.
Регистрационный бланк
Преобладает доброе жизнерадостное настроение |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Преобладает подавленное, пессимистическое настроение |
Доброжелательность во взаимоотношениях, дружеское расположение |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Конфликтность в отношениях, агрессивность, апатия |
Взаимное расположение и понимание между микрогруппами внутри коллектива |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Группировки конфликтуют между собой |
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах |
Неудачи или успехи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Неудачи или успехи отдельных членов коллектива оставляют равнодушными других, а иногда вызывают недобрую зависть и злорадство |
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Критические замечания носят характер явных и открытых выпадов |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других |
В трудные минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда «один за всех, и все за одного» |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения |
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как их собственные |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Достижения или неудачи коллектива не находят отклика у его членов |
Отношение к новичкам доброжелательное и участливое |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность |
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах |
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», слабых нередко высмеивают, относятся к ним снисходительно |
У членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Были получены следующие результаты.
1. Средний коэффициент субъективных оценок ОПК позволил охарактеризовать климат студенческого коллектива следующим образом:
от 5,5 до 7,0 – благоприятный, здоровый – 72%;
от 4,7 до 5,4 – неустойчивый, но достаточно благоприятный - 19%;
от 3,9 до 4,6 – средне благоприятный – 6%;
от 1,0 до 3,8 – неблагоприятный – 3%.