2.7 Мониторинг состояния здоровья студентов


Самодиагностика студентов АГМУ:

экспресс-оценка уровня соматического здоровья (по Г.Л. Апанасенко)

В начале учебного года на кафедре физической культуры и здорового образа жизни была разработана анкета по физической культуре позволяющей определить отношение к своему здоровью, а также спрогнозировать противопоказания к занятиям физическими упражнениями, уровень физической подготовленности, желания заниматься физической культурой и спортом, возможностью разработать методические рекомендации к двигательной активности по нозологическому принципу перед диспансеризацией студентов и распределением их на основную, подготовительную, специальную медицинскую и спортивные группы.

В подготовительной, специальной медицинской и спортивной группах сдают экспресс-оценку уровня соматического здоровья (по Г.Л. Апанасенко):

1. Масса тела (кг).

2. Рост (м).

3. Артериальное давление систолическое («верхнее»).

4. ЖЕЛ — жизненную емкость легких (мл).

5. Сила (динамометрия) кисти (кг).

6. ЧСС — частота сердечных сокращений (пульс).

7. Время (в минутах) восстановления пульса после стандартизированной нагрузки (20 приседаний за 30 секунд).

В экспресс-оценке приняли участие 4052 студента. Результаты фиксируются в электронный журнал два раза в год: исходный и конечный уровень, что позволяет в динамике увидеть физическое развитие студентов. В 2018 г по результатам экспересс оценки было выявлено, что:

- низким уровнем здоровья обладают 18% студентов;

- ниже среднего — 14% студентов;

- средним уровнем здоровья — 46%;

- выше среднего — 16%;

- высоким — 6%. 

В качестве методики определения морально-психологического климата студентов АГМУ был использован такой же опросник, как и у сотрудников вуза.

Регистрационный бланк


Преобладает доброе жизнерадостное настроение

3

2

1

0

-1

-2

-3

Преобладает подавленное, пессимистическое настроение

Доброжелательность во взаимоотношениях, дружеское расположение

3

2

1

0

-1

-2

-3

Конфликтность в отношениях, агрессивность, апатия

Взаимное расположение и понимание между микрогруппами внутри коллектива

3

2

1

0

-1

-2

-3

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время

3

2

1

0

-1

-2

-3

Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах

Неудачи или успехи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива

3

2

1

0

-1

-2

-3

Неудачи или успехи отдельных членов коллектива оставляют равнодушными других, а иногда вызывают недобрую зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

3

2

1

0

-1

-2

-3

Критические замечания носят характер явных и открытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

3

2

1

0

-1

-2

-3

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других

В трудные минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда «один за всех, и все за одного»

3

2

1

0

-1

-2

-3

В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как их собственные

3

2

1

0

-1

-2

-3

Достижения или неудачи коллектива не находят отклика у его членов

Отношение к новичкам доброжелательное и участливое

3

2

1

0

-1

-2

-3

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело

3

2

1

0

-1

-2

-3

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту

3

2

1

0

-1

-2

-3

Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», слабых нередко высмеивают, относятся к ним снисходительно

У членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

3

2

1

0

-1

-2

-3

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


В опроснике приняли участие все студенты АГМУ и были получены следующие результаты:

1. Средний коэффициент субъективных оценок ОПК позволил охарактеризовать климат студенческого коллектива следующим образом:

От 5,5 до 7,0 – благоприятный, здоровый – 72%;

От 4,7 до 5,4 – неустойчивый, но достаточно благоприятный - 19%;

От 3,9 до 4,6 – средне благоприятный – 6%;

От 1,0 до 3,8 – неблагоприятный – 3%.


Фотоальбом