2.1 Наличие Программы по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни в ВУЗ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

«СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»

СЧАСТЬЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В ЗДОРОВЬЕ КУРТИС Г.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГМУ

ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

на 2018-2020 гг.


БАРНАУЛ 2018 г.


Выписка из протокола №3 заседания ученого совета

I. Концепция программы

В системе подготовки будущего врача здоровье и здоровый образ жизни выступают очевидными ценностями, факторами профессиональной самореализации, активного долголетия, эффективного учебного труда, социальной активности. Ответственное отношение к здоровью является основой продуктивной гражданской позиции и насыщенного витальными смыслами жизнетворчества. В связи с этим сохранение и укрепление здоровья населения страны, формирования здорового образа жизни подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях выдвигается в качестве главного приоритета политики Российской Федерации.

На необходимость формирования потребности в здоровом образе жизни у молодежи нацелены реализуемый Правительством РФ национальный проект «Здоровье», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Концепция охраны здоровья здоровых в РФ, Приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 г. № 113 и ряд других нормативно-правовых документов.

Закономерно, что на фоне современного состояния российской высшей школы медицинский университет выступает в роли инициатора и организатора целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и укреплению здоровья его студентов и преподавателей. По этой причине в основе программы Алтайского государственного медицинского университета «Счастье быть здоровым!» предпослана целостная концепция непрерывного здоровьесберегающего образования, в которой процесс сохранения и укрепления здоровья должен рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности и потребности в здоровье, как условия физического, психического и социального благополучия; во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия с учетом своих возрастных и индивидуально-типологических особенностей. Системность программы обусловлена тем, что понятие «здоровье» является интегративной категорией, включающей в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, социальную, духовную стороны его проявления, а также требует участия в ее реализации различных структурных подразделений и организаций университета и специалистов различных направлений деятельности.

В университете регулярно проводятся исследования студентов, преподавателей и сотрудников с целью определения успешности работы по формированию здоровья и здорового образа жизни. Благодаря этим данным выявляется, в чем выражена забота университета о здоровье коллектива, наиболее типичные показатели личной заботы о своем здоровье, физкультурно-спортивные потребности, индикаторы социального здоровья, мотивы и реальная активность студентов.

Разработанная в Алтайском государственном медицинском университете концепция по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганды здорового образа жизни, является составной частью Программы модернизации ФГБОУ ВО Алтайский государственный медицинский университет и служит основой для разработки Программы деятельности «Счастье быть здоровым» (далее «Программы»), реализуемой с учетом идей программно-целевого, личностно-деятельностного и средового подходов.

Основные понятия, используемые в Программе

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровый образ жизни - категория общего понятия «образ жизни», включающая себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.

Общественное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образом жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни людей.

Качество жизни (связанное со здоровьем) - категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.

Оздоровление - обеспечение повышения функциональных резервов и адаптивных возможностей человека, предупреждение заболеваний и улучшение качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности или имеющих функциональные преморбидные расстройства здоровья.

Профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Первичная профилактика - комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Стратегия высокого риска - выявление и снижение уровней факторов риска людей с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, травм и несчастных случаев.

Стратегия профилактики заболеваний - общая, генеральная линия или основные установки, важные для подготовки и осуществления профилактики заболеваний.

Реабилитация комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.

Укрепление здоровья - процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также сохранить и улучшить его.

Основные принципы Программы

Концепция продвижения здоровья, сформулированная Оттавской Хартией (1987): «продвижение здоровья – это процесс, позволяющий индивидам повышать контроль над своим здоровьем и улучшать его».

Интегративный подход к здоровью как состоянию полного физического, психического и социального благополучия индивида и группы.

Аксиологический акцент на здоровье как цели существования современного человека, а не только как ресурса его повседневной жизни.

Определения здоровья как динамической системы, изменяющейся под влиянием внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов.

Выработка научных основ для выявления факторов, повышающих эффективность функционирования системы формирования здорового образа жизни в АГМУ.

Обеспечение методологических основ (планирования и прогнозирования) для разработки и внедрения комплексных подходов решения данной проблемы.

Активистский подход, ориентирующий на признание субъектности человека в вопросах здоровья, повышения индивидуальной ответственности за здоровье.

Легитимность предусматривает необходимую правовую базу в реализуемой программе.

Нормативно- правовые документы, регламентирующие Программу:

- Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).

- Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).

- Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г.

- Федеральная программа развития образования на период до 2010 г.

- Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (ст. 17, 20, 24).

- Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г.г. (п. 2.2; 5.5).

- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

II. Цели и задачи программы:

Цель программы - сохранение и укрепление здоровья студентов и сотрудников путем продвижения здоровья как личностной и групповой ценности и формирование здоровьесберегающих моделей поведения в Алтайском государственном медицинском университете.

Основные задачи:

Формирование научно-методической основы и организационной структуры по разработке и реализации вузовской концепции продвижения здоровья.

1. Внедрение цикла образовательно-просветительских программ, направленных на приобретение студентами и сотрудниками знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирование культуры здоровья.

2. Обеспечение комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление студентов и создание условий для сохранения и улучшения физического здоровья обучающихся и сотрудников АГМУ.

3. Формирование позитивной образовательной среды, ориентированной на принятие личностью приоритетной ценности здоровья и здорового образа жизни.

4. Противодействие возникновению и воспроизводству поведенческих рисков здоровью обучающихся и сотрудников АГМУ.

5. Формирование отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, табака, алкоголя и пропаганда здорового образа жизни.

6. Содействие становлению и развитию социальной активности и позитивной идентификации как основанию социального и психологического здоровья личности.

7. Вовлечение обучающихся и сотрудников АГМУ в пропаганду здорового образа жизни во вневузовском пространстве.

8. Совершенствовать информационное обеспечение (печатные издания, электронные средства массовой информации, сайт АГМУ) по формированию мотивации к здоровому образу жизни и профилактике наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимостей.

III. Содержание работы по направлениям:

1. Диагностическое (выявление вредных привычек, отношения студентов к собственному здоровью, проблемам здорового образа жизни общества).

2.  Проведение мониторинга здоровья по следующим показателям:

• Количество обучающихся в разных группах здоровья.

• Динамика распределения студентов по группам здоровья.

• Количество курящих/не курящих студентов, сотрудников.

• Количество и продолжительность листков нетрудоспособности профессорско-преподавательского персонала.

• Частота и массовость спортивно-оздоровительных мероприятий.

• Уровень спортивных достижений студентов и профессорско-преподавательского персонала.

3. Мониторинг уровня психологического комфорта участников образовательного процесса по критериям:

• Уровень тревожности.

• Сформированность учебной мотивации.

• Социальный статус студента в группе (принятые, лидеры, непринятые и отверженные члены группы).

• Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога.

• Психологические и социальные ориентиры личности.

4. Просветительское - (разработка и внедрение в учебный процесс учебно-методических комплексов по дисциплинам здоровьесберегающей направленности и включение установок в учебный процесс).

- Обеспечение консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации студентов и профессорско-преподавательского состава.

- Проведение в рамках часа куратора просмотра и обсуждения со студентами тематических видеоматериалов.

- Приобщение участников образовательного процесса к историко-культурному, духовно-нравственному наследию России и воспитание установок толерантности в межэтнической студенческой среде.

- Приглашение специалистов в области здравоохранения на собрания и учебные занятия здоровьесберегающей направленности.4. Просветительская работа через газеты «Медик Алтая», «Пульс», сайт АГМУ.

- Вовлечение участников учебного процесса в спортивно-оздоровительные мероприятия.

- Развитие правовой культуры - правовое информирование о личной ответственности за уровень своего здоровья; о состоянии санитарно-эпидемиологических норм; о значимости законодательства в области развития здоровья сберегающих технологий и использования их в образовательной среде; о необходимости освоения принципов здорового образа жизни; о соблюдении положений Устава АГМУ и Правил внутреннего распорядка.

5. Массовая работа по оздоровлению студентов и сотрудников - (проведение мероприятий по оздоровлению студентов и профессорско-преподавательского персонала и их образованию в сфере здоровьесберегающих технологий). Активизация взаимодействия АГМУ с лечебными и медицинскими учреждениями по результатам прохождения ежегодных диспансерных осмотров:

1.  Диспансеризация студентов в зависимости от заболевания.

2.  Диспансеризация сотрудников АГМУ.

3. Проведение в академических группах волонтерами АГМУ профилактических занятий с элементами социально-психологического тренинга, направленных на формирование установки на здоровый образ жизни.

4. Проведение цикла лекций, круглых столов, семинаров, направленных на приобретение студентами знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

5. Проведение комплекса культурно-массовых, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

6. Запрещение курения на территории учебных корпусов и общежитий АГМУ.

7. В рамках борьбы с туберкулезом ежегодное флюорографическое обследование студентов и сотрудников АГМУ.

8. В рамках национального проекта «Здоровье» иммунизация студентов и сотрудников.

6.  Индивидуальная работа по оздоровлению студентов и сотрудников:

1. Обеспечение доступной для студентов и сотрудников медицинской и психологической помощи.

2. Ежегодный комплексный медицинский осмотр студентов I курсов всех факультетов врачами межвузовской студенческой поликлиники и здравпункта АГМУ, с целью определения медицинской группы для занятий физической культурой.

3. Медицинский контроль, осуществляемый спортивным врачом перед спортивными соревнованиями и во время них.

7. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий, направленных на:

1. Расширение адаптационных возможностей организма.

2. Создание положительной психо-эмоциональной атмосферы.

3. Формирование ценностей здорового образа жизни.

4. Развитие и совершенствование физической формы.

5. Развитие мотивации здорового образа жизни и вымещение вредных привычек.

8. Совершенствование системы физического воспитания и пропаганда ценностей ЗОЖ

1. Правильное распределение студентов на медицинские группы для занятий физической культурой.

2. Организация процесса физического воспитания студентов с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации.

3. Развитие материально-технической базы физического воспитания обучающихся.

9. Обеспечение безопасных для здоровья санитарно-гигиенических условий учебной и внеучебной деятельности.

1. Создание условий учебного процесса, отвечающих требованиям безопасности для здоровья и жизни студентов посредством приведения в соответствие санитарно-гигиеническим нормам учебных мест, составление расписания учебных занятий с учетом оптимального сочетания режима учебы и отдыха.

2. Создание условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, для полноценного отдыха и подготовки к занятиям студентов в общежитии.

3. Контроль над санитарно-гигиеническим состоянием аудиторий, общежитий, блоков питания, санузлов и т.д.

4. Совершенствование системы питания в АГМУ.

IV. Перечень видов мероприятий по реализации

Программы «Счастье быть здоровым»

Направления программы

Мероприятия

1.

Диагностическое

Диагностико-аналитический и психолого-социальный мониторинг состояния здоровья:

-     Анализ состояния и динамики здоровья обучающихся и сотрудников АГМУ.

-     Организация и проведение диспансерных осмотров для обучающихся и сотрудников.

-     Проведение вакцинаций для студентов и сотрудников.

-     Проведение психолого-педагогического мониторинга.

-     Проведение акций:

-     «Убедись, что ты здоров!»

-      «Проверь свое давление».

2

Просветительское

Дни науки. «АГМУ – территория здоровья. Счастье быть здоровым»:

-        Краевые Марфо-Мариинские чтения включение.

-        Декада толерантности: «Университет национальной гармонии».

-        Фестиваль «Особенности национальных культур».

-        «Единый путеводитель здоровья»

-        Конкурс стенгазет и медиа-ресурсов «Счастье быть здоровым».

-         Выставка библиотечных ресурсов методической литературы по проблеме здорового образа жизни.


3

Массовая работа по оздоровлению студентов и сотрудников

Проведение мероприятий по оздоровлению студентов и профессорско-преподавательского персонала и их образованию в сфере здоровьесберегающих технологий:

-        Запрещение курения на территории учебных корпусов и общежитий АГМУ:

-        Ежегодное флюорографическое обследование студентов и сотрудников АГМУ

-        Просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия с обучающимися и сотрудниками.

-        Проведение акций:

-        «Убедись, что ты здоров!»

-        «Проверь свое давление».

-        «Нет наркотикам!».

-        «День без табака».

-        «Всемирный день борьбы со СПИДом».

-        «Здоровье молодежи – богатство России».

-        «Обменяй сигарету на конфету».

-        «Путь к здоровью».

-        «Мы хотим жить».

-        «Здоровый образ жизни глазами студента – медика».

«Международный день борьбы с наркоманией».

4

Индивидуальная работа по оздоровлению студентов и сотрудников

Обеспечение доступной для студентов и сотрудников медицинской и психологической помощи:

- Организация и проведение диспансерных осмотров для обучающихся и сотрудников.

- Проведение иммунизации и вакцинаций.

- Ежегодный медицинский осмотр студентов, сотрудников врачом на базе здравпункта АГМУ, с целью определения медицинской группы для занятий физической культурой.

5

Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий

Всероссийская декада здоровья:

-            Конкурс стенгазет и медиа-ресурсов, видеороликов и социальной рекламы под слоганом «Быть здоровым – это счастье».

-            Беседа в рамках кураторских конференций, часов «Наркотики – путь в никуда».

-            Кураторские беседы о сохранении репродуктивного здоровья.

-            Тренинги по профилактике наркомании и алкоголизма.

-            Тренинги «5 шагов к толерантности».

6

Совершенствование системы физического воспитания и пропаганда ценностей здорового образа жизни

Организация процесса физического воспитания студентов с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации.

-             Межфакультетский конкурс «Группа здорового образа жизни».

-             Спортивный праздник первокурсников «Наши надежды».

-             Сезонные спортивные праздники.

-             Конкурс «Кафедра здорового образа жизни».

-             Фотовыставка «В их жизни нет сигарет».

-             Конкурс «Самая спортивная студенческая группа АГМУ».

-              «Снежный десант».

7

Обеспечение безопасных для здоровья санитарно-гигиенических условий учебной и внеучебной деятельности.

Самоанализ материально-технической базы АГМУ с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся и профессорско-преподавательского состава и иных работников университета.

V. Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Улучшение состояния здоровья обучающихся, преподавателей и сотрудников. Повышение здоровьесберегающей активности участников образовательного процесса университета, их желание и стремление к участию в спортивно-массовых, историко-патриотических, культурно-досуговых, информационно-образовательных мероприятиях, в секциях спортивного клуба АГМУ, в клубах здорового образа жизни, социальных, донорских акциях. Создание в университете условий для здоровьеформирующей деятельности.

2. Совершенствование нормативного обоснования психолого-социального здоровьесбережения.

3. Программа обеспечит связь между физической, нравственной, психической составляющими культуры и соответствующими видами здоровья. Также осуществится переход внешней культуры здорового образа жизни во внутреннюю культуру обучающихся и сотрудников, прежде всего через построение маршрута развития личности, формирование здоровой положительной самоидентификации и самосознания, обеспечивающего получение студентами высшего профессионального образования в условиях здоровьесбережения. Высокая заинтересованность руководства университета, факультетов и кафедр в реализации Программы.

4. Внедрение современной комплексной системы диспансеризации и семестрового мониторинга физического, психологического, соматического состояния студентов, преподавателей и сотрудников университета.

5. Отказ от вредных привычек и выбор здорового питания большинства участников образовательного процесса. Формирование диагностических умений по контролю и самоконтролю за состоянием здоровья в трудовой и бытовой сферах. Воспитание способности к рефлексии, управлению своим состояние в различных жизненных ситуациях.

6. Повышение оперативности реагирования на сообщения о пристрастии студентов к наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимостей. Строгий контроль за рисками в обучении студентов и соблюдением ими правил безопасности при проведении учебных занятий с использованием приборов повышенной опасности; не допускать использования в университете неисправного оборудования, угрожающего здоровью студентов, в том числе в студенческих общежитиях.

7. Улучшение состояния здоровья участников образовательного процесса, и как следствие, повышение эффективности усвоения учебного материала в процессе образовательной деятельности, улучшение показателей и результатов сдачи сессий более чем у большинства студентов университета.

8. Активизация деятельности студенческого волонтерского отряда, самоуправления путем вовлечения в её работу социально активных, адаптированных, физически, психически, духовно, нравственно здоровых студентов университета, ориентированных на самореализацию, и выстраивающих строящих здоровый образ мышления и действия в современном обществе.

9. Внедрение планов оздоровления студентов, состоящих на диспансерном учете, по итогам ежегодных медосмотров в санаториях и пансионатах.

10. Создание эффективно функционирующей мобильной системы формирования здорового образа жизни, обеспечивающей воспитание профессионально-компетентной, социально-активной, нравственно устойчивой, психически и физически здоровой личности.



VI. Управление реализацией Программы оздоровления и пропаганды

здорового образа жизни «Счастье быть здоровым»

Мероприятия Программы реализуются за счет бюджетных и внебюджетных средств Университета.

VII. Спортивно-массовая работа

1. Формирование сборных команд АГМУ по видам спорта, входящих в комплексную спартакиаду среди высших учебных заведений Алтайского края и организация тренировок сборных команд университета.

2. Проведение традиционной спартакиады университета по 11 видам спорта.

3. Проведение ежегодного традиционного спортивного праздника первокурсников «Наши надежды».

4. Проведение зимнего спортивного праздника в рамках Всероссийской физкультурно-оздоровительной программы «Лыжня России».

5. Проведение декады здоровья, посвященной Всемирному Дню здоровья.

6. Проведение весеннего спортивного праздника, посвящённого годовщине Великой Победы.

7. Организация учебно-тренировочных сборов (летних и зимних) для сборной команды Университета по лыжным гонкам.

8. Ежегодное проведение конкурсов «Лучший спортсмен», «Самая спортивная студенческая группа АГМУ» и т.п.

VIII. Работа со студентами с ослабленным здоровьем

Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию на 1-5-6 курсах, в том числе для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.


IX. Мероприятия по укреплению материально-технической базы

для спортивно-оздоровительной работы

1. Ремонт комнаты отдыха для преподавателей на лыжной базе.

2. Проведение косметического ремонта холла лыжной базы.

3. Проведение косметического ремонта спортивных залов общежития №1.

4. Приобретение спортивного инвентаря в количестве, достаточном для обеспечения учебно-тренировочного процесса на современном уровне.

5. Аренда спортивных площадок для проведения тренировок и соревнований (бассейн, легкоатлетический манеж, стадион «Клевченя»).

6. Ускорение ввода в эксплуатацию спортивно-оздоровительного лагеря «Спарта».

7. Строительство новой универсальной площадки на кафедре физической культуры и ЗОЖ.

8. Строительство новых спортивных залов в общежитиях №2 и №3 и др.