Общая информация по организации образовательного процесса


для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.

      Администрация ВУЗа работает в направлении создания и поддержки безбарьерной среды, решает кадровые вопросы для обеспечения инклюзивного образования, осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, адаптирует образовательные программы и учебно-методическое обеспечение, комплексно сопровождает образовательный процесс с учетом здоровьесберегающих технологий.

 На территории учебных корпусов организованы стоянки автотранспортных средств для инвалидов. При входе в здания оборудован пандус с поручнями, установлена кнопка вызова. Имеются сменные кресло-коляски и место для размещения собаки-проводника.

Входная группа каждого корпуса промаркирована сигнальными знаками и световыми маяками, размечены сигнальной латеральной лентой. У входа в здания размещена вывеска с названием университета, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. На первом этаже размещена мнемосхема.

Коридор первого этажа зданий промаркирован тактильной плиткой и лентой для определения слабовидящими направления движения в санитарно-гигиеническое помещение и учебную аудиторию. На первом этаже оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На первом этаже расположена учебная аудитория, оборудованная специальными техническими средствами для лиц с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. На дверях установлены тактильные таблички доступности аудиторий, выполненные шрифтом Брайля.

Приказом назначены ответственные за техническое сопровождение инвалидов различных категорий, которые проинструктированы на предмет оказания инвалидам необходимой помощи.

По всем объектам имеются утвержденные паспорта доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.

           В одном из общежитий АГМУ выделено помещение, предназначенное для проживания инвалидов. В помещении предусмотрена специализированная санитарно-гигиеническая комната. В жилом помещении и санитарной комнате смонтированы беспроводные системы вызова помощи дежурного персонала в случае необходимости.

Подготовлены учебные комнаты для инвалидов и лиц с ОВЗ. Помещения оснащено техническими средствами, необходимыми для данной группы лиц. Для образовательного процесса приобретены стационарные и мобильные технические средства обучения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Программно-аппаратный комплекс автоматизированного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя:

Программно-аппаратный комплекс автоматизированного рабочего места для пользователей с нарушением слуха
Программно-аппаратный комплекс автоматизированного рабочего места для пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Интерактивная доска  с проектором 

В библиотеку АГМУ для инвалидов и лиц с ОВЗ организован беспрепятственный доступ. Для занятий спортом в учебном корпусе № 3 по ул. Некрасова, 65 имеется специальный спортивный зал, где инвалиды могут заниматься доступными видами спорта: настольными (интеллектуальными) играми, дартсом и другими играми, а также адаптивной физкультурой в соответствии с программой реабилитации инвалида.

Поликлиники ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России оборудованы сигнальными кнопками, пандусами и туалетными комнатами в соответствии с требованиями для инвалидов. Кроме того, в поликлиники закуплены специальные сменные кресла-каталки для инвалидов. 

В 2018-2019 гг. в ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России продолжено устройство других элементов инфраструктурной доступности для инвалидов: тактильной плитки, звуковых и визуальных ориентиров на путях движения в зоне оказания услуги (пиктограммы, ленты, тактильные входные таблички, выполненные шрифтом Брайля, желтые круги-наклейки на входные двери и др.

Все сотрудники прошли инструктаж по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг.

Вновь принимаемые сотрудники проходят инструктаж по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг при устройстве на работу.

Управлением кадров проводится работа по внесению в должностные инструкции работников вуза, работающих с инвалидами, обязанности по оказанию услуг инвалидам в доступном для них формате с учетом нарушений функций организма.

    Работа педагога-психолога  с инвалидами в АГМУ заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержке и укреплении их психического здоровья.
    В АГМУ организуют профориентационную работу с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья, проводят дни открытых дверей для абитуриентов, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивают сопровождение (при необходимости) вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов (подробнее раздел "Вступительные испытания").
       При необходимости по заявлению обучающегося для него разрабатывается  адаптированная образовательная программа.
    Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
    Адаптированная образовательная программа представляет собой комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по направлению подготовки/специальности высшего образования.   

    Программа предусматривает:
- наличие адаптационных дисциплин (модулей) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся;
- выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае целями обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися;
- обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
- разработку при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, позволяющих обучаться с учетом различных вариантов проведения занятий;
- осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- выбор мест прохождения практики с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда;
- проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;
- установление особого порядка освоения дисциплин (модулей) в области физической культуры и спорта на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
    Адаптированная образовательная программа должна предъявляет к выпускникам те же требования, которые предъявляются к выпускникам в основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего образования. Введение каких-либо дифференциаций или ограничений в отношении компетенций и видов профессиональной деятельности выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья не допускается. В результате освоения образовательной программы у выпускника с ограниченными возможностями здоровья или выпускника-инвалида должны быть сформированы те же компетенции, что и у всех выпускников. Исключение каких-либо компетенций из общего перечня в отношении данной категории обучающихся не допускается.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов срок получения образования по адаптированной образовательной программе при обучении по индивидуальному плану может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным ФГОС ВО для соответствующей формы обучения.
  Выбор методов обучения осуществляется исходя из доступности их для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    Выбор методов обучения определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
    Все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
    В качестве основных видов учебной работы рекомендуются следующие формы и методы.
Контактная работа:
- лекции – проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, лекция-диалог, лекция-консультация, интерактивная лекция, лекция с применением дистанционных технологий и привлечением возможностей Интернета;
- практические, семинарские занятия – тренинг, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, мультимедийная презентация, дистанционные технологии и привлечение возможностей Интернета;
- групповые консультации – опрос, интеллектуальная разминка, работа с лекционным и дополнительным материалом, я работа в малых группах, тренировочные задания, рефлексивный самоконтроль;
- индивидуальная работа с преподавателем – индивидуальная консультация, работа с лекционным и дополнительным материалом, беседа, морально-эмоциональная поддержка и стимулирование, дистанционные технологии.
Самостоятельная работа:
- работа с книгой и другими источниками информации, план-конспекты;
-реферативные, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие самостоятельные работы;
- индивидуальные и групповые проектные работы;
- дистанционные технологии.
При организации работы рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем:
- индивидуальная учебная работа (консультации), то есть дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы. Индивидуальные консультации являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидом.
- индивидуальная воспитательная работа.
Конкретные формы и виды самостоятельной работы обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливаются преподавателем. Выбор форм и видов самостоятельной работы рекомендуется осуществлять с учетом их способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Формы самостоятельной работы устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге или на компьютере, в форме тестирования, электронных тренажеров и т.д.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для консультаций и выполнения заданий.
    Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов должны производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств. Можно использовать объемные анатомические муляжи (позволяют незрячим и слабовидящим студентам использовать тактильный анализатор для освоения знаний по анатомии, физиологии), муляжи для рефлекторных видов массажа (позволяют незрячим и слабовидящим студентам использовать тактильный анализатор для освоения знаний по анатомии, физиологии).
    При необходимости обучающиеся обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

Для лиц с нарушениями зрения:
- электронные ресурсы с версией для слабовидящих,
- программно-аппаратный комплекс стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа (с возможностью увеличения),
- в форме аудиофайла,
- в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
- программно-аппаратный комплекс стационарного рабочего места для пользователей с нарушением слуха
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- программно-аппаратный комплекс стационарного рабочего места для пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- в печатной форме,
- в форме электронного документа,
- в форме аудиофайла.
    

    Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования университетом приобретаются или разрабатываются и предоставляются в постоянное пользование обучающемуся.
     Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом требований их доступности для данных обучающихся.
     При определении мест прохождения практики обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами университет учитывает особенности обучающегося. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером ограничений здоровья, а также с учетом характера выполняемых трудовых функций.
     Формы проведения практики лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов могут быть установлены с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
     Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливаются кафедрой самостоятельно с учетом ограничений здоровья.
     Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации доводятся до сведения обучающихся в начале изучения учебной дисциплины.
     Текущий контроль результатов обучения рекомендуется осуществлять преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения и т.д. Текущий контроль для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание и внести коррективы в учебную деятельность.
     Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению изучения модуля, дисциплины, раздела, его тем, практики и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и сроки проведения рубежного контроля определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в фирме тестирования и т.д.). При необходимости рубежный контроль может проводиться в несколько этапов.
     Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме, предусмотренной учебным планом (индивидуальным учебным планом). Процедура проведения промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.).
     При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. Также при необходимости промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов.
     Государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация) проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.
     Процедура государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.
     В случае проведения государственного экзамена форма его проведения для выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.). При необходимости экзаменующимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.
     При составлении индивидуального графика обучения необходимо предусмотреть различные варианты проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
     В университете ведется подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах. Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.
     Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами старших курсов, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
     В период обучения в университете сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов носит непрерывный и комплексный характер и включает:
- организационно-педагогическое сопровождение – направлено на контроль учебы обучающихся в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение – осуществляется для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность формирования компетенций;
- социальное сопровождение – решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов. Это содействие в решении бытовых проблем, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, организация досуга, летнего отдыха, вовлечение их в студенческое самоуправление, организация волонтерского движения и др.
     Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов к участию в научных конкурсах и олимпиадах на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, формирования портфолио, необходимого для трудоустройства.
      Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Университет устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
      В соответствии с приказом ректора студенты АГМУ ежегодно проходят медицинский осмотр, по результатам которого для занятий по физической культуре они распределяются на основную, подготовительную (группа «А»), специальную медицинскую (группа «В») и отдельную группу инвалидов в зависимости от индивидуальных ограничений здоровья. Отдельная группа инвалидов в зависимости от уровня здоровья по рекомендации спортивного врача может быть определена в специальную медицинскую группу.
     Для специальных учебных групп планируются в учебном расписании отдельные подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных тренажерных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для обучающихся с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, занятия адаптивной физической культурой в зале ЛФК, тренажерном зале, зале спортивных и подвижных игр, плавательном бассейне и на открытом воздухе, лекционные занятия по тематике здоровьесбережения, творческие занятия по физической культуре.
     Занятия с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья физической культурой проводятся на площадках (в помещениях и на открытом воздухе), оборудованных специализированными тренажерами, тренажерами общеукрепляющей направленности и фитнес – тренажерами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.
     В результате распределения на физкультурные группы, спортивными врачами, а также сотрудниками кафедры физической культуры и здорового образа жизни разрабатываются практические рекомендации по порядку и форме освоения дисциплины «Физическая культура» студентами с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный отдел совместно с кафедрой физической культуры и здорового образа жизни составляют индивидуальное расписание посещения теоретических и практических занятий для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
     В рабочие программы учебных дисциплин включаются часы, посвященные поддержанию здоровья и здорового образа жизни.
     В спортивных комплексах и спортивных залах создана безбарьерная архитектурная среда.