Общая информация по организации образовательного процесса


для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.

      Администрация ВУЗа работает в направлении создания и поддержки безбарьерной среды, решает кадровые вопросы для обеспечения инклюзивного образования, осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, адаптирует образовательные программы и учебно-методическое обеспечение, комплексно сопровождает образовательный процесс с учетом здоровьесберегающих технологий.

Во всех учебных корпусах сооружены пандусы с поручнями, установлены кнопки вызова сотрудников университета, которые могут оказать необходимую помощь при передвижении инвалида. Входные группы расширены и соответствуют требованиям для свободного доступа инвалидов-колясочников. Входное крыльцо учебного корпуса № 1 по адресу пр-т Ленина, 40 оборудовано съемными рельсами для обеспечения доступа в учебный корпус инвалидов-колясочников.

В главном корпусе по пр-ту Ленина, 40 и учебном корпусе № 4 по адресу

ул. Папанинцев, 126 входные группы промаркированы сигнальными знаками (кругами) и световыми маяками. Проемы входной группы учебного корпуса № 4 размечены сигнальной латеральной лентой. Коридоры (холлы) 1-х этажей главного корпуса и учебного корпуса № 4 промаркированы самоклеящейся тактильной плиткой и лентой для определения слабовидящими направления движения в столовую, комнаты гигиены и в помещения приемной комиссии.

Для преодоления инвалидами-колясочниками преград в виде внутренних ступеней, имеющихся в холлах 1-го и 4-го корпусов закуплены съемные устройства для 2-х ступеней (аппарели или рампы).

В вестибюле главного корпуса установлен напольный стенд, где размещена тактильная мнемосхема (пиктограмма) в доступной зоне для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья

На территории 3-х учебных корпусов выделены места для автотранспорта инвалидов. На 1-х этажах главного корпуса по проспекту Ленина, 40, учебного корпуса    № 3 по адресу ул.     Некрасова, 65      и учебного     корпуса №    4 по ул. Папанинцев, 126 произведено переоборудование комнат гигиены в соответствии с требованиями для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящий период времени в учебном корпусе № 4 по ул. Папанинцев, 126 подготовлена учебная комната для инвалидов и лиц с ОВЗ. Помещение оснащено всеми техническими средствами, необходимыми для данной группы лиц. Для образовательного процесса приобретены технические средства обучения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Программно-аппаратный комплекс стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя:

Программно-аппаратный комплекс стационарного рабочего места для пользователей с нарушением слуха

Программно-аппаратный комплекс стационарного рабочего места для пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В библиотеку АГМУ для инвалидов и лиц с ОВЗ организован беспрепятственный доступ. Для занятий спортом в учебном корпусе № 3 по ул. Некрасова, 65 имеется специальный спортивный зал, где инвалиды могут заниматься доступными видами спорта: настольными (интеллектуальными) играми, дартсом и другими играми, а также адаптивной физкультурой в соответствии с программой реабилитации инвалида.

В общежитии № 3 АГМУ по адресу ул. Чкалова, 36 выделено помещение, предназначенное для проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья. На входе в общежитие обустроен пандус в соответствии с нормативами для лиц с ОВЗ. Коридор от входного узла до комнаты оборудован по периметру поручнями и другими приспособлениями для беспрепятственного доступа в комнату инвалидов и лиц с ОВЗ. В помещении предусмотрена специальная санитарно-гигиеническая комната. В жилом помещении и санитарной комнате смонтированы беспроводные системы вызова помощи дежурного персонала с тактильными пиктограммами. В коридорах - тактильные пиктограммы направления движения.

Поликлиники ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России оборудованы сигнальными кнопками, пандусами и туалетными комнатами в соответствии с требованиями для инвалидов. Кроме того, в поликлиники закуплены специальные сменные кресла-каталки для инвалидов. Одно кресло-каталка закуплено для нужд главного учебного корпуса.

В 2018 г. в ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России продолжено устройство других элементов инфраструктурной доступности для инвалидов: тактильной плитки, звуковых и визуальных ориентиров на путях движения в зоне оказания услуги (пиктограммы, ленты, тактильные входные таблички, выполненные шрифтом Брайля, желтые круги-наклейки на входные двери и др.

Все сотрудники прошли инструктаж по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг.

Вновь принимаемые сотрудники проходят инструктаж по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг при устройстве на работу.

Управлением кадров проводится работа по внесению в должностные инструкции работников вуза, работающих с инвалидами, обязанности по оказанию услуг инвалидам в доступном для них формате с учетом нарушений функций организма.

    Работа педагога-психолога  с инвалидами в АГМУ заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержке и укреплении их психического здоровья.
    В АГМУ организуют профориентационную работу с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья, проводят дни открытых дверей для абитуриентов, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивают сопровождение (при необходимости) вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов (подробнее раздел "Вступительные испытания").
       При необходимости по заявлению обучающегося для него разрабатывается  адаптированная образовательная программа.
    Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
    Адаптированная образовательная программа представляет собой комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по направлению подготовки/специальности высшего образования.   

    Программа предусматривает:
- наличие адаптационных дисциплин (модулей) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся;
- выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае целями обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися;
- обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
- разработку при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, позволяющих обучаться с учетом различных вариантов проведения занятий;
- осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- выбор мест прохождения практики с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда;
- проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;
- установление особого порядка освоения дисциплин (модулей) в области физической культуры и спорта на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
    Адаптированная образовательная программа должна предъявляет к выпускникам те же требования, которые предъявляются к выпускникам в основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего образования. Введение каких-либо дифференциаций или ограничений в отношении компетенций и видов профессиональной деятельности выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья не допускается. В результате освоения образовательной программы у выпускника с ограниченными возможностями здоровья или выпускника-инвалида должны быть сформированы те же компетенции, что и у всех выпускников. Исключение каких-либо компетенций из общего перечня в отношении данной категории обучающихся не допускается.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов срок получения образования по адаптированной образовательной программе при обучении по индивидуальному плану может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным ФГОС ВО для соответствующей формы обучения.
  Выбор методов обучения осуществляется исходя из доступности их для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    Выбор методов обучения определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
    Все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
    В качестве основных видов учебной работы рекомендуются следующие формы и методы.
Контактная работа:
- лекции – проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, лекция-диалог, лекция-консультация, интерактивная лекция, лекция с применением дистанционных технологий и привлечением возможностей Интернета;
- практические, семинарские занятия – тренинг, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, мультимедийная презентация, дистанционные технологии и привлечение возможностей Интернета;
- групповые консультации – опрос, интеллектуальная разминка, работа с лекционным и дополнительным материалом, я работа в малых группах, тренировочные задания, рефлексивный самоконтроль;
- индивидуальная работа с преподавателем – индивидуальная консультация, работа с лекционным и дополнительным материалом, беседа, морально-эмоциональная поддержка и стимулирование, дистанционные технологии.
Самостоятельная работа:
- работа с книгой и другими источниками информации, план-конспекты;
-реферативные, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие самостоятельные работы;
- индивидуальные и групповые проектные работы;
- дистанционные технологии.
При организации работы рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем:
- индивидуальная учебная работа (консультации), то есть дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы. Индивидуальные консультации являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидом.
- индивидуальная воспитательная работа.
Конкретные формы и виды самостоятельной работы обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливаются преподавателем. Выбор форм и видов самостоятельной работы рекомендуется осуществлять с учетом их способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Формы самостоятельной работы устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге или на компьютере, в форме тестирования, электронных тренажеров и т.д.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для консультаций и выполнения заданий.
    Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов должны производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств. Можно использовать объемные анатомические муляжи (позволяют незрячим и слабовидящим студентам использовать тактильный анализатор для освоения знаний по анатомии, физиологии), муляжи для рефлекторных видов массажа (позволяют незрячим и слабовидящим студентам использовать тактильный анализатор для освоения знаний по анатомии, физиологии).
    При необходимости обучающиеся обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

Для лиц с нарушениями зрения:
- электронные ресурсы с версией для слабовидящих,
- программно-аппаратный комплекс стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа (с возможностью увеличения),
- в форме аудиофайла,
- в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
- программно-аппаратный комплекс стационарного рабочего места для пользователей с нарушением слуха
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- программно-аппаратный комплекс стационарного рабочего места для пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- в печатной форме,
- в форме электронного документа,
- в форме аудиофайла.
    

    Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования университетом приобретаются или разрабатываются и предоставляются в постоянное пользование обучающемуся.
     Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом требований их доступности для данных обучающихся.
     При определении мест прохождения практики обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами университет учитывает особенности обучающегося. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером ограничений здоровья, а также с учетом характера выполняемых трудовых функций.
     Формы проведения практики лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов могут быть установлены с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
     Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливаются кафедрой самостоятельно с учетом ограничений здоровья.
     Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации доводятся до сведения обучающихся в начале изучения учебной дисциплины.
     Текущий контроль результатов обучения рекомендуется осуществлять преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения и т.д. Текущий контроль для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание и внести коррективы в учебную деятельность.
     Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению изучения модуля, дисциплины, раздела, его тем, практики и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и сроки проведения рубежного контроля определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в фирме тестирования и т.д.). При необходимости рубежный контроль может проводиться в несколько этапов.
     Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме, предусмотренной учебным планом (индивидуальным учебным планом). Процедура проведения промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.).
     При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. Также при необходимости промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов.
     Государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация) проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.
     Процедура государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.
     В случае проведения государственного экзамена форма его проведения для выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.). При необходимости экзаменующимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.
     При составлении индивидуального графика обучения необходимо предусмотреть различные варианты проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
     В университете ведется подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах. Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.
     Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами старших курсов, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
     В период обучения в университете сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов носит непрерывный и комплексный характер и включает:
- организационно-педагогическое сопровождение – направлено на контроль учебы обучающихся в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение – осуществляется для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность формирования компетенций;
- социальное сопровождение – решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов. Это содействие в решении бытовых проблем, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, организация досуга, летнего отдыха, вовлечение их в студенческое самоуправление, организация волонтерского движения и др.
     Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов к участию в научных конкурсах и олимпиадах на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, формирования портфолио, необходимого для трудоустройства.
      Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Университет устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
      В соответствии с приказом ректора студенты АГМУ ежегодно проходят медицинский осмотр, по результатам которого для занятий по физической культуре они распределяются на основную, подготовительную (группа «А»), специальную медицинскую (группа «В») и отдельную группу инвалидов в зависимости от индивидуальных ограничений здоровья. Отдельная группа инвалидов в зависимости от уровня здоровья по рекомендации спортивного врача может быть определена в специальную медицинскую группу.
     Для специальных учебных групп планируются в учебном расписании отдельные подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных тренажерных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для обучающихся с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, занятия адаптивной физической культурой в зале ЛФК, тренажерном зале, зале спортивных и подвижных игр, плавательном бассейне и на открытом воздухе, лекционные занятия по тематике здоровьесбережения, творческие занятия по физической культуре.
     Занятия с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья физической культурой проводятся на площадках (в помещениях и на открытом воздухе), оборудованных специализированными тренажерами, тренажерами общеукрепляющей направленности и фитнес – тренажерами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.
     В результате распределения на физкультурные группы, спортивными врачами, а также сотрудниками кафедры физической культуры и здорового образа жизни разрабатываются практические рекомендации по порядку и форме освоения дисциплины «Физическая культура» студентами с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный отдел совместно с кафедрой физической культуры и здорового образа жизни составляют индивидуальное расписание посещения теоретических и практических занятий для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
     В рабочие программы учебных дисциплин включаются часы, посвященные поддержанию здоровья и здорового образа жизни.
     В спортивных комплексах и спортивных залах создана безбарьерная архитектурная среда.